Война в Украине. Дилемма Си Цзиньпина

Геополитика
Война в Украине. Дилемма Си Цзиньпина
Глава КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин в Москве в июне 2019 года
Фото: ap.org

Си не хочет оказаться на стороне проигравших в Украине. Путин стал для него неудобным

Россия имеет гораздо большее население, более сильную экономику и более мощную армию, чем Украина. По всем правилам она должна была разгромить Украину еще в начале войны. То, что этого не произошло, и то, что война продолжается уже второй год, а у Киева есть все шансы вернуть утраченные позиции, в значительной степени можно объяснить тем, что у Украины много союзников, а у России нет. По оценкам Кильского института мировой экономики, с момента российского вторжения Соединенные Штаты и Европа предоставили Украине военную и экономическую помощь в общей сложности на сумму около $100 млрд. Эта сумма включает все более сложное военное оборудование, начиная от систем противовоздушной обороны Patriot и заканчивая танками Leopard 2 и M1A2 Abrams, которые недавно пообещали предоставить. Россия также нуждается в иностранной помощи. У нее оканчиваются артиллерийские снаряды, беспилотники и ракеты. Однако только две известные нам страны-изгои – Иран и Северная Корея – пока готовы предоставить Кремлю военную технику. Преимущество за Украиной.

Шанс для России. Призрачен?

Китай – крупнейший в мире экспортер высокотехнологичных товаров и четвертый по величине экспортер оружия. Пекин может сыграть для России ту же роль, которую Соединенные Штаты играют для Украины. Если бы это произошло, шансы на победу России выросли в геометрической прогрессии. Но этого не случилось – на практике дружба «без ограничений», провозглашенная президентом России Владимиром Путиным и президентом Китая Си Цзиньпином за несколько недель до российского вторжения в Украину 24 февраля, имеет четко определенные границы.

Далекий от того, чтобы пойти ва-банк вместе с Путиным, Си пытается балансировать между Западом и Россией. Китай с удовольствием продолжает торговать с Россией на выгодных для себя условиях. Китай и Индия заменили Европу как основные покупатели российской нефти и газа, которые подешевели из-за западных санкций.

По данным исследователей компании Silverado Policy Accelerator, Китай стал крупнейшим источником импорта для Кремля – в частности, полупроводников, необходимых России для производства как гражданского, так и военного оборудования. Из-за того, что Apple и Samsung перестали продавать смартфоны в Россию, Китай захватил 70% российского рынка в третьем квартале 2022 года. Такая торговля косвенно субсидирует военные усилия Путина – и в случае с микрочипами может способствовать производству оружия Россией. Но не надо забывать, что до российского вторжения у Китая были крепкие экономические отношения и с Украиной.

Financial Times: «Китай сейчас допускает вероятность того, что Россия не сможет победить Украину и выйдет из конфликта «второстепенным государством»

Зонгюань Зои Лю из Совета по международным отношениям отметила: «К 2019 году Китай заменил Россию как крупнейшего торгового партнера Украины, став крупнейшим импортером украинского ячменя и железной руды. Украина обогнала США как крупнейший поставщик кукурузы в Китай».

Министр иностранных дел Тайваня Джозеф Ву сказал, что «Китай хочет видеть длительную войну в Украине, поскольку это отвлечет Запад от него и в то же время Китай получает от России энергию по низким ценам». Возможно. Но Китай не в восторге от экономических потрясений, вызванных российским вторжением. Как крупнейший кредитор стран с низким уровнем дохода Пекин должен беспокоиться о возврате долгов государствами, экономика которых пострадала от стремительного роста цен на сырьевые товары.

В частных разговорах китайские дипломаты рассказывали европейцам, что Си заранее не знал о российском вторжении и был вынужден срочно эвакуировать 6 тыс. находившихся в Украине китайских граждан. Си также публично выражал «беспокойство» по поводу российского вторжения и призвал Путина не использовать ядерное оружие. Как несентиментальный практик реальной политики Си не хочет оказаться на стороне тех, кто может проиграть. Ссылаясь на разговоры с китайскими чиновниками, Financial Times сообщает, что «Китай сейчас допускает вероятность того, что Россия не сможет победить Украину и выйдет из конфликта «второстепенным государством», значительно ослабленным экономически и дипломатически на мировой арене». Другими словами, проигравшая Россия может оказаться не очень полезным будущим союзником для Китая – страны, имеющей не слишком много друзей в мире. Как крупнейшее торговое государство мира Китай не может позволить себе оказаться в такой изоляции, в которой оказалась Россия. Это может объяснить, почему Пекин протягивает руки в Европу и пытается ослабить вражду с Соединенными Штатами.

Шанс для США. Реальный?

В интригующей статье, опубликованной в январе в Foreign Policy, двое ученых из Центра Стимсона – бывший офицер разведки Роберт Мэннинг и эксперт из Китая Юн Сунь – утверждают, что администрация Байдена должна воспользоваться амбивалентностью Си по отношению к войне, чтобы отвлечь его от России. Они предложили «проверить раннее предложение Китая о посредничестве в украинском кризисе». Считается, что «Соединенные Штаты мало что потеряют, проверив предположение о том, что могут открыться новые возможности, достаточные для сотрудничества между США и Китаем по Украине».

Пол Хир, ветеран ЦРУ и бывший работник национальной разведки в Восточной Азии, говорит, что согласен с тем, что здесь есть «потенциальная возможность». Мол, «Путин стал для Си неудобством, если не обязательством». Но вопрос, какую услугу может предложить Вашингтон?

«Пекин не станет на нашу сторону против Москвы только потому, что это будет правильно, – отметил Хир. – Какая из этого выгода для Китая?» В этом и состоит проблема и потенциальный недостаток растущей розни между США и Китаем. Продолжая дело Дональда Трампа, президент Байден усиливает экономическое давление на Китай – вплоть до блокирования экспорта современных микрочипов и оборудования для их производства. Он создает впечатление, что целью политики США является не только противодействие военной угрозе Китаю, но, как отмечает обозреватель Financial Times Гидеон Рахман, остановка экономического подъема Поднебесной.

Администрация Байдена должна воспользоваться амбивалентностью Си по поводу войны, чтобы отвлечь его от России

По мнению Хира, для того, чтобы в большей степени склонить Китай к сотрудничеству из-за войны в Украине и других насущных вопросов, таких, как Северная Корея, нужно реализовать следующее: «Нам нужно убедить китайцев, что мы заинтересованы в потенциале мирного сосуществования и стратегического сотрудничества, по крайней мере, так же, как и в продолжении нашего системного стратегического соперничества». Однако в нынешней атмосфере растущей напряженности это очень сложная задача».

Поэтому, сомнительно, что Соединенным Штатам удастся убедить Китай стать партнером в прекращении войны в Украине. Но, по крайней мере, администрация Байдена может продолжать оказывать давление на Китай, чтобы он не предоставлял военное оборудование России. Пока Китай будет оставаться преимущественно в стороне, у Украины будет шанс на победу.

Макс Бут
Колумнист Washington Post, старший научный работник Совета по международным отношениям

Источник: The Washington Post

Перевод с английского Виктории О. Романчук,
ответственного секретаря журнала «Универсум»,
члена Национального союза журналистов Украины,
члена Organisation Mondiale de la Presse Periodique (Брюссель, Бельгия).

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: