Стальные ликвидаторы: какая техника ликвидировала последствия взрыва на Чернобыльской АЭС

Стальные ликвидаторы: какая техника ликвидировала последствия взрыва на Чернобыльской АЭС
КрАЗ 256
КрАЗ 256 / Фото з відкритих джерел

Участие в ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС принимали грузовики, автобусы, внедорожники, военная и строительная техника и даже роботы

В 1986 году, 26 апреля, произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества – взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции. Люди впервые столкнулись с необходимостью ликвидировать последствия взрыва атомного реактора. Не было ни специального оборудования, ни специальной техники.

Поэтому для ликвидации преимущественно использовали обычную советскую технику – как военную, так и гражданскую. Конечно, эти машины дополнительно защищали от радиации.

Урал-375Урал-375

Хотя далеко не все автомобили получали защиту. Например, в первые часы после взрыва пожар тушил обычный АЦ-40. Это пожарный автомобиль на базе «Урал-375». Пожарный получил высокую дозу облучения и позже скончался.

Автомобиль, как и многие другие пожарные машины, был похоронен в могильнике зараженной техники.

Также пожарные «Уралы» активно использовали для проведения дезактивационных работ на территории зоны отчуждения. Например, эти машины обрабатывали специальным раствором здания и дороги в Припяти.

ЗИЛ-131ЗИЛ-131

На первом этапе ликвидации последствий взрыва массово использовали и военные грузовики «ЗИЛ-131». В частности, этот автомобиль использовали для перемещения грузов, а также для доставки личного состава на ЧАЭС. Были среди них и пожарные автомобили.

Эти грузовики можно увидеть и во второй серии сериала «Чернобыль», где с помощью установленного на нем громкоговорителя людям сообщают о начале эвакуации.

РАФ-22031РАФ-22031

Машины РАФ-22031 «Латвия» эвакуировали пострадавших с места катастрофы в медицинские части с ночи 26 апреля. Использовали их и при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Машины, которые накопили значительные дозы радиации, были раздавлены гусеницами и похоронены в могильниках.

КамАЗ-5511КамАЗ-5511

КамАЗ-5511 в зоне отчуждения использовали в качестве бетономешалки и самосвала. На фотографиях машины можно увидеть со свинцовыми листами на кузове. Конечно, такой тюнинг был слабой защитой от радиации.

Самосвалы использовались чаще всего для вывоза радиоактивного мусора. А бетономешалки – на строительстве объекта «Укрытие» - бетонного саркофага вокруг реактора.

КрАЗ-256КрАЗ-256

После того, как советская власть осознала реальный уровень угрозы для ликвидаторов, началась разработка специальных версий автомобилей для работы в зоне поражения. Так, на Кременчугском автомобильном заводе подготовили партию особых самосвалов КрАЗ-256 для вывоза высокорадиоактивных обломков.

Кабину машины защитили стальными листами с прослойкой из свинца, а изнутри капсулу обшили особым пластиком. Также самосвал оснастили специальной установкой, которая фильтровала и вентилировала воздух.

ЛАЗ-692ЛАЗ-692

Львовский автобусный завод для помощи ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС выпустил специальный автобус с защитой от радиации. Машину с индексом ЛАЗ-692 оснастили свинцовыми пластинами на окнах.

В салоне также установили особую систему фильтрации воздуха, а люки на крыше были заварены. Уровень защиты у автобуса был меньше, чем в КрАЗ-256, однако в отличие от самосвала ему не приходилось работать часами в зоне отчуждения.

УАЗ-469УАЗ-469

В ликвидации катастрофы приняли участие и внедорожники УАЗ-469, в те времена более известные как «Бобик». Автомобиль в зоне отчуждения использовался для перевозки военных начальников или для разведывательных мероприятий.

На снимках того времени иногда машины присутствуют прямо на территории четвертого энергоблока. После рейдов все автомобили в обязательном порядке подвергались обработке.

ГАЗ-66ГАЗ-66

Для перевозки ликвидаторов в зону катастрофы из мест временного проживания использовали ГАЗ-66. Полноприводный грузовик мог перевезти около 20 человек.

Машина комплектовалась лебедкой, восьмицилиндровым мотором и даже спальным местом для водителя. Разумеется, о низком уровне комфорта для пассажиров тогда никто не задумывался.

Komatsu D-355WKomatsu D-355W

Японский бульдозер Komatsu D-355W был незаменимым помощником при расчистке строительной площадки от радиоактивного грунта. Управлялась машина дистанционно с помощью специального пульта.

Однако радиус его действия был не очень большой, поэтому оператор находился в непосредственной близости. Чаще всего такого «водителя» сажали в кабину защищенной армейской бронетехники. Сколько таких бульдозеров направила Япония на помощь СССР, до сих пор неизвестно.

В хронике тех времен можно увидеть робота СТР-1. Именно этот аппарат использовали для очистки крыши ЧАЭС от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора.

За основу робота было взято самоходное шасси лунохода. На создание этой уникальной машины ученые потратили три с половиной месяца.

Управлялся СТР-1 дистанционно, а в движение приводился с помощью двух серебряно-цинковых батарей. На крышу энергоблока машина доставлялась с помощью вертолета Ми-8.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: