Как отличается образование в Украине и Европе: ошеломительные результаты исследования
За четыре года уровень знаний украинских подростков существенно ухудшился
В 1997 году Организация экономического сотрудничества и развития положила начало Международному исследованию качества образования (PISA), которое оценивает успешность 15-летних подростков по чтению, математике и естественнонаучным дисциплинам. Украина впервые принимала участие в 2018 году, а второй раз – в 2022 году из-за пандемии и войны. Во вторник, 5 декабря, Министерство образования и науки Украины совместно с Украинским центром оценивания качества образования (УЦОКО) презентовали результаты международного исследования PISA-2022 и иначе как ошеломляющими их назвать нельзя.
К проведению исследования присоединились 3 876 учеников из 164 учебных заведений в 18 регионах Украины. Каждая образовательная область оценивалась по шкале с тестовыми баллами, разделенной на шесть уровней:
- 1, низкий (математика – 233-419 баллов; чтение – 189-406 баллов; естественнонаучные дисциплины – 261-409 баллов);
- 2, базовый (математика – 420-481 балл; чтение – 407-479 баллов; естественнонаучные дисциплины – 410-483 балла);
- 3 и 4, средний (математика – 482-544-606 баллов; чтение – 480-553-625 баллов; естественнонаучные дисциплины – 484-559-632 балла);
- 5 и 6, высокий (математика – 607-669 и более баллов; чтение – 626-698 и более баллов; естественнонаучные дисциплины – 633-708 и более баллов).
Украинские подростки имеют средний показатель успешности: математика – 441 балл, чтение – 428 баллов и 450 баллов по естественнонаучным дисциплинам. По сравнению с предыдущим исследованием показатели снизились на:
- математика – 12 баллов;
- чтение – 37 баллов;
- естественнонаучные дисциплины – 19 баллов.
Каждые 20 баллов эквивалентны одному году обучения – таким образом, украинские подростки за четыре года отстали в учебе почти на два года. Если сравнивать показатели украинцев и учеников в странах Организации экономического сотрудничества и развития, то у наших подростков успеваемость ниже на 31 балл по математике, 48 баллов по чтению и 35 баллов по естественнонаучным дисциплинам.
В исследовании результаты стран, имеющих примерно одинаковые условия обитания, сравнивают между собой. Оказалось, что Украину опережают Словацкая Республика, Польша, Эстония и ОЭСР (сюда входят почти все страны Европы и США).
«По математике и естественнонаучным дисциплинам эта разница близка к эквиваленту полутора лет обучения, а по чтению украинские школьники отстают от своих сверстников из стран ОЭСР почти на два с половиной года обучения», – пришли к выводу исследователи. В то же время уровень знаний украинских подростков выше тех же показателей в Грузии, Молдове и Болгарии.
Показатели по дисциплинам отличаются, в зависимости от пола, социально-экономического статуса, места жительства и учебных заведений. К примеру, ребята на 10 баллов впереди по математике, однако на 23 балла отстают от девушек по чтению. Исследование в прошлом году демонстрирует, что разрыв в читательской грамотности между ребятами сократился, но произошло это из-за ухудшения успеваемости учениц. За четыре года она снизилась на 44 балла (у ребят показатель уменьшился на 34 балла). В математике образовательные потери за четыре года составляют 11 баллов для ребят и 14 – для девочек.
Что касается социально-экономического статуса, то ученики, у которых он самый низкий, в 2,8 раза чаще демонстрируют низкий уровень успеваемости по математике. Кроме того, существует разрыв в успеваемости среди учащихся в крупных городах и других типах населенных пунктов – последние отстают от сверстников:
- математика – 92 балла (более 2,5 лет обучения);
- чтение – 98 баллов (почти три года);
- естественнонаучные дисциплины – 87 баллов (2,5 года).
Ученики лицеев, гимназий и специализированных школ имеют значительно более высокую успеваемость (на три года) по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, учебно-воспитательных комплексов, техникумов, колледжей и профессионально-технических заведений.
Исследование коснулось и уровня удовлетворенности собственной жизнью, но оценка базировалась на словах учеников. Согласно результатам:
- 38% украинских подростков очень довольны жизнью;
- 32% – удовлетворены;
- 18% – в большей или меньшей степени удовлетворены;
- 13% учеников ответили, что они совсем недовольны.
По сравнению с 2018 годом довольных или очень довольных жизнью украинских учеников стало на 12% меньше (70% против 82%). В то же время почти вдвое увеличилась доля учеников, очень недовольных своей жизнью (с 7,3% до 13%), причем большинство из них – девушки.
За четыре года уменьшилось количество учеников сообщали, что подвергались буллингу в школе (показатель снизился на 7,6%). Вероятно, причиной явилось дистанционное обучение и закрытие школ через пандемию, а затем и полномасштабную войну.
Почти половина украинских подростков планирует получать степень магистра или кандидата наук – среди них большинство детей с более высоким социально-экономическим статусом. 34% учеников заявили, что их удовлетворит получение среднего, профессионально-технического образования или степени младшего бакалавра.
К слову, образовательный омбудсмен Сергей Горбачев призвал директоров украинских школ не ставить ненужных требований детям, которые в результате войны находятся за границей, но продолжают получать образование в учебных заведениях нашей страны.
Коментарі — 0