2022 год будет годом политического выбора Владимира Зеленского

2022 год будет годом политического выбора Владимира Зеленского
Президент Украины по логике должен всегда стоять на стороне украинского народа
фото из открытых источников

Украинским властям необходимо выдержать давление Кремля

В Киев за последний месяц приехало едва ли не рекордное количество европейчких политиков топ-уровня. В Украине побывали Борис Джонсон, Матеуш Моравецкий, Анналена Бербок, руководители Министерства иностранных дел Чехии, Австрии, Словакии; в конце концов сейчас приехал Эммануэль Макрон. Об Украине и про Украину говорили Жозеп Боррель и Энтони Блинкен.

Возникает вопрос: с чем это связано?

Первый и логичный ответ – угроза угроза российской агрессии. Однако не всё так просто. Угроза вторжения была есть и будет: хочу напомнить что Украина находится в состоянии де-факто войны, есть оккупированный Донбасс, есть аннексированный Крым.

Ситуация в 2022 года отличается тем, что о российской угрозе, в первую очередь, говорят американские средства массовой информации – это происходит на фоне консультации по гарантии безопасности между Вашингтоном и Москвой. Украинское политическое руководство, наоборот, более спокойно реагирует на информационные вбросы.

Суть процессов – игра мускулами и попытка поднять ставки в переговорах РФ и США, в консультациях с НАТО и ЕС

Россия, требуя гарантий безопасности, хочет получить признания за ней статуса супердержавы со своей зоной влияния, своими интересами и правом на свои подходы к внешней политике.

В эту канву вполне укладываются визиты ключевых европейских политиков в Украину. Если говорить о приезде Джонсона и Моравецкого, то тут, с одной стороны, игра на российском направлении, с другой, желанием Британии вернуть себе статус глобального политического игрока и интересах Киева по выстраиванию тактических союзов.

Однако если мы говорим о визитах политиков из Германии, Франции, Чехии, Австрии, Словакии в конце-концов заявлениях представителей США, то сложно не заметить одну общую деталь: разговоры о безальтернативности выполнения минских соглашений как со стороны России так и со стороны Украины.

То есть о необходимости работать по реализации «Минска-2» говорят как наши европейские партнёры, так то же самое говорит Российская Федерация

Параллельно с этим есть несколько интересных сигналов. Как минимум:

  • Сегодняшнее заявление Макрона о том что отзыв законопроекта о переходном периоде на Донбассе является реализация договоренностей в нормандском формате
  • Заявления представителей ОРДЛО о том, что якобы обсуждается некий план урегулирования, в разработке которого они принимали участие.
  • Есть заявления Пескова, Путина, Лаврова на ту же тему.

На этом фоне можно говорить о том что кризис, связанный с обсуждением возможности российского вторжения, может быть и элементом принуждения Украины компромиссам по реализации «Минска-2», согласии на близкую к российским желанием последовательность действий.

И такой подход вполне устроит в Москву. Я хочу в качестве примера напомнить статью Соловьёва в издании Коммерсант от 26 января 2021 года. Там российский пропагандист напрямую пишет, что гарантии безопасности (и невступления Украины в НАТО) в письменном виде получить нереально. А вот реализация минских соглашений в российском прочтении появляется желаемым вариантом, при котором сохраняют лицо как Москва так и НАТО и Вашингтон: формально никто никому не уступил, а Украина якобы сама решила реализовать «Минск-2» в формате, который закрывает возможность сближения с европейскими структурами.

Но, если нас будут подталкивать к реализации минских соглашений, стоит задаться вопросом о возможных вариантах. Скорее всего в том или ином виде на подписание либо как минимум обсуждение компромиссов пойти придётся. Это нежелательный и крайне опасный путь. Тем более, что окружение Зеленского не коммуницировало такую возможность. Подписание документов, включающих компромиссы, вызовут политическую нестабильность и существенно ослабят украинские власти. Могут вызвать новый виток политического кризиса. Вопрос в том, как будет действовать руководство страны.

Вариант первый: меняем будущее на деньги либо Пашинянизация украинской политики

Данный подход заключается в подписании компромиссных вариантов по Минску и начале их реализации, надеясь на внешнюю поддержку. Тем более, что при реальных подвижках такую, в том числе и финансовую, могут обещать как представители Европейского Союза Соединённые Штаты Америки, так и Российская Федерация. Последняя, например, может разблокировать поставку угля, нефтепродуктов, газа.

Но, ещё раз, это момент неустойчивости для президента Зеленского и это превращение Украины в некий аналог Армении. То есть Пашинянизация украинской внешней политики: формальная демократия, европейские лозунги при ограниченности внешнеполитического манёвра.

Вариант второй. Обещать не значит жениться

Не стоит забывать, что после подписания любых международных соглашений есть элемент ратификации. Либо изменений в законодательство (в том числе в внесение изменений в Конституцию). И тут главная роль отводится Верховной Раде, которая не даёт голоса. Получаем возврат к стартовым позициям и, уже к осени, усиление давления как со стороны ЕС, так и со стороны РФ.

Украина в таком случае может сохранить устойчивость. НО для этого необходимо в ближайшее время срочно выстраивать региональные тактические союзы которые помогут удержаться Украине. хотя бы на протяжении года-полутора.

Вариант третий. Желание народа и «отец нации»

Наиболее конфронтационный сценарий. Украинские власти могут пойти на обсуждения форматов урегулирования, глубины компромиссов и потом… спросить у избирателя. То есть выйти на референдум и получить твёрдое «нет». Это будет означать выход из формата минских соглашений, который может быть выгоден для Украины как государства и может быть выгоден лично для президента Зеленского.

И в этот момент наступает время выбора для него лично. Он, усилив показатели поддержки, получит карт-бланш на переформатирование политической системы Украины. Далее Зеленский сможет реализовать свои идеи, в том числе деолигархизации, кардинальной перестройки государственного механизма, обновив структуры власти. То есть фактически «перезапустить» государство.

А может просто начать отстаивать собственную вертикаль власти. То есть начать процесс, который может завершиться возникновением очередной автократии в Восточной Европе.

О таком выборе мы писали в прогнозе на 2022 год как об одной из наиболее вероятных сценариев.

В любом случае 2022 год будет годом политического выбора и личного ценностного выбора гражданина Украины Владимира Зеленского.

Мнения авторов рубрики «Мысли вслух» не всегда совпадают с позицией редакции «Главкома». Ответственность за материалы в разделе «Мнения вслух» несут авторы текстов

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: