Эволюция крымскотатарской пропаганды Кремля
Подходы российских властей полуострова к «обработке» крымских татар претерпели изменений.
Посредством агрессивной пропаганды коренному народу пытаются привить лояльность к России, а также навязать мнение, что участие в кремлевских политических проектах якобы соответствует национальным интересам.
В начале аннексии власти пытались воздействовать на коренной народ некими «позитивными достижениями»: признание крымскотатарского языка «государственным» на территории республики и «указ о реабилитации», подписанный российским президентом Владимиром Путиным. Когда речь заходила о том, почему коренной народ должен согласиться с итогами «референдума», депутат Госдумы России Руслан Бальбек, бывший вице-спикер российского парламента Крыма Ремзи Ильясов и тогдашний руководитель Госкомнаца Заур Смирнов кивали на формальный статус языка и «реабилитацию».
На тот момент власти еще рассчитывали, что национальная интеллигенция, польстившись на столь сомнительные дары, массово вольется в ряды движения «Къырым» или иной пророссийской организации. Как показала практика, чиновники допустили стратегический просчет, который в конечном итоге стоил Ремзи Ильясову и Зауру Смирнову занимаемых должностей.
В прошлом году, когда коренной народ массово проигнорировал выборы президента соседней России, «романтический» период завершился. Акценты сместились в сторону агрессивной телевизионной пропаганды. Все острые политические темы ограничены Украиной, США и ЕС. Типичный образец такого подхода – ток-шоу «Крымский консенсус» на пророссийском канале «Миллет». По сути это калька с аналогичных программ на центральных российских телеканалах, где пятый год подряд обсуждают исключительно Украину и ее западных партнеров. Градус информационной агрессии заметно вырос после инцидента в районе Керченского пролива и создания автокефальной Православной церкви Украины. Редакция «Миллета» силится убедить соотечественников в якобы «несостоятельности» украинской государственности, «развале» экономики и бегстве населения за границу.
Подобные манипуляции преследуют две основные цели. Первое – превратить крымских татар в послушных «россиян», которым при помощи телевизора можно навязать кремлевскую повестку в «украинском вопросе». Отказ коренного народа участвовать в выборах или иных мероприятиях, проводимых российскими властями, означает, что большая часть крымских татар продолжает считать своей страной именно Украину, а не Россию. Какой смысл украинцу или крымскому татарину ходить на выборы главы чужого государства? Никакого.
Именно по этой причине провал явки стал предметом для жесткого разбора на прошлогоднем заседании российской Общественной палаты Крыма. Тогда коллаборационистов из числа крымских татар публично упрекнули в неспособности повлиять на политические настроения среди соотечественников. Известный соратник Руслана Бальбека, глава так называемой «национально-культурной автономии» крымских татар Эйваз Умеров пытался возражать, но никто не слушал. Коллаборационисты оказались в щекотливом положении. Буквально за месяц до голосования подручные господина Бальбека убеждали начальство, что на участки готовы были прийти около 50% крымских татар.
Теперь расчет чиновников и пропагандистов прост: если каждый день рассказывать крымским татарам об «ужасах» жизни в Украине, то часть народа со временем в это поверит. Известный социально-психологический факт: ложь, повторенная многократно, становится «правдой». В этом смысле кремлевские пропагандисты являются достойными учениками нацистского мифотворцаЙозефа Геббельса. Агрессивная антиукраинская пропаганда (тезисы о якобы «искусственности» украинской истории и государственности), развернутая после Оранжевой революции, за 10 лет подготовила российское общество к войне против нашей страны. Теперь Москва через подконтрольные СМИ пытается провести аналогичный эксперимент над крымскими татарами.
Вторая цель более тонкая – убедить крымских татар, что Россия на фоне Украины якобы является «нормальной» страной, а не государством-агрессором. Соответственно, в участии в работе провластных организаций нет ничего зазорного. В том числе и для этого нужен так называемый Совет крымских татар, созданный при непосредственном участии российского главы республики Сергея Аксенова. Формальным руководителем Совета назначили российского муфтия полуострова Эмирали Аблаева. В 2014-2017 чиновники «кавалерийским наскоком» пытались создать карманный меджлис. Теперь власти действуют более осторожно, используя так называемый «курултай мусульман» Крыма как некую замену национальному съезду крымских татар.
Ирония ситуации в том, что создание пророссийского курултая может застопориться из-за тихого саботажа со стороны команды Руслана Бальбека. Примечательный диалог состоялся между заместителем директора российского медиацентра им. Гаспринского Шевкетом Мустафаевым и Эйвазом Умеровым в эфире «Миллета» в ноябре минувшего года. Господин Мустафаев настаивал на возможности создания национальных органов, лояльных Кремлю. «В Российской федерации запрещен Меджлис, который ведет свою игру. Курултай никто не запрещал. Сегодня у народа (крымских татар – КР) есть спокойная возможность, если он хочет, собрать новый курултай и сформировать свои органы самоуправления. Никто этому препятствовать не будет. И народ должен это понять», – заявил Шевкет Мустафаев.
Эйваз Умеров в ответ начал протестовать, заявляя, что органы национального самоуправления (даже ручные) не нужны. «За пять лет без работы этого органа(системы Меджлис-Курултай – КР) в Крыму было сделано намного больше, чем в предыдущие годы», – уверен Эйваз Умеров. О том, какие конкретно блага крымские татары получили от российской власти, соратник Руслана Бальбека скромно умолчал.
Позицию руководителя «национально-культурной автономии» объяснить нетрудно. Господин Умеров, зная реальные настроения среди соотечественников, не желает брать на себя ответственность за создание пророссийского курултая. Он не хочет оказаться в одной лодке с Ремзи Ильясовым и Зауром Смирновым, которые не справились с кремлевским заданием. Умерову было достаточно того, что именно его «распекали» в ходе вышеназванного заседания Общественной палаты.
Западные санкции – основная причина, почему Москва продолжает «окучивать» крымских татар; и из-за чего российские власти региона не оставили попыток создать альтернативу системе Курултай-Меджлис. Властям нужен реальный национальный съезд, на котором «народные представители» признают результаты «референдума» 2014 года. Соответственно, кремлевские союзники в ЕС получат дополнительные аргументы для отмены или смягчения санкций. Основная проблема – категорическое нежелание коренного народа участвовать в кремлевских политических проектах. Пока коллаборационисты смогли создать лишь несколько картонных организаций, которые не пользуются популярностью у основной массы соотечественников.
Коментарі — 0