«Газпром», эмоции и пахнущие деньги
«Договоренности по газу нужны Путину чтобы продемонстрировать, что РФ может быть надеждым партнером ЕС в поставках углеводородов»
Итак, прошла встреча Путина и Алиева. На следующий день Азербайджанский Socar и российский «Газпром» подписывают договор о развитии «стратегического партнерства». В Украине, естественно, рождается волна возмущения.
Но давайте кратко пройдемся по пунктам, которые связаны с данной темой. Итак
а) Договор на транзит российского газа по территории Украины заканчивается в этом году. (да, поставляли!) Контракт заключен по принципу ship-or-pay то есть гарантировал нам суммарно не менее $7 млрд с 2019 по 2024 годы.
б) По политическим мотивам, понятно, что заключение нового контракта было бы абсурдным. Но странам ЕС необходим газ.
в) Наши партнеры в Европейском Союзе говорят про азербайджанский газ в украинской ГТС. И это, кстати впервые с 2008 года (тогда был Туркменский) когда «Газпром» может лишиться монополии на свою трубу.
г) Украина не против покупать азербайджанский (по месту добычи) газ и для себя – собственная добыча может быть под вопросом.
д) В Азербайджане есть единый продавец нефти и газа – это компания Socar. Она и только она может заключать соответствующие соглашения.
е) Путин летит в Азербайджан, где среди прочего тема встречи – как раз вопрос газа. Для Азербайджана это выгодно, поскольку дает возможность нарастить поставки в ЕС (ибо турецкий маршрут ограничен по пропускной способности). При этом Алиев может додавить Путина на уступки по армянскому вопросу и уменьшение своего присутствия в регионе. «За плечами» Алиева Эрдоган. Который тоже заинтересован и в газовой и в «кавказской» сделках. Потому что Турция становится (как и Китай) покупателем «последней надежды» для «Газпрома» . То есть может «давить по ценам». А российский газ через территорию Турции идти и не переставал.
д) Проблема газовых договоренностей – физическое происхождение газа. И тут есть два варианта: либо «легализовать российский» через выкуп его «Сокаром». Либо физические поставки. Но тут вопрос в работе газопровода Баку-Моздок-Елец. Эта труба в собственности «Газпрома».
д) Продавать азербайджанский газ в ЕС Socar может только после договоренностей с «Газпромом» (труба его).
е) Азербайджан (и Турция), кстати, на этом фоне додавили Путина по нескольким уступкам и сделали зависимым от себя. В том числе по формату мирных соглашений Азербайджан-Армения.
Зачем это Путину? А у того тоже есть свой резон. По газу. Если Азербайджан входит в Украинскую ГТС, то временно его объемы поставок на турецком направлении могут упасть – быстро нарастить добычу не так просто. А это место для российского газа. То есть при выборе «0» через Украину и «***» через Турцию появляется опция «0» через Украину и «чуть больше чем *** через Турцию». Выгодно.
По проекту «Север-Юг». Конфликт РФ не нужен. Нужен коридор. Но Турция и Азербайджан близки к завершению железной дороги в обход армянской территории (через Иран). Что дороже, сложнее, но приемлемо. РФ пытаясь настаивать на праве ключевого участника рискует «выпасть из схемы» Зангезурского коридора. Поэтому соглашается на органиченное участие.
Еще один аспект связан напрямую с Украиной. Договоренности по газу нужны Путину чтобы продемонстрировать, что РФ может быть (либо как в России говорят, оставаться) надеждым партнером ЕС в поставках углеводородов. Участие в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта – демонстрация спосоности быть адекватным и договороспособным участником переговоров.
На этом фоне российская пропаганда активно подхватила тему подрыва «Северных потоков» подводя европейских политиков к мысли о непредсказуемости Украины как партнера. Параллельно российская пропаганда вновь завела песню о нежелании Украины идти к мирным переговорам.
Но вернемся к теме договоров.
Азербайжан (и Турция) продавили реализацию своих интересов и чуть подвинули амбиции Кремля в регионе.
При этом в ЕС может пойти азербайджанский (по месту добычи газ), Украина получит деньги за транзит и тоже немного его купит.
Для этого, увы, Socar и «Газпром» должны заключить ряд соглашений. В чем то схожих на те, которые подписал «Нафтогаз» по транзиту российского газа. Только в роли «Нафтогаза» – транзитера – для азербайджанцев выступает «Газпром».
Но у нас по факту соглашений естсественно возникает волна «зрады». Да, Азербайджан по газу будет работать с РФ. Так же как и Турция работает с «Газпромом». Но есть проблема – газ из Баку на вход в украинскую ГТС по воздуху не прилетит. А в трубе заинтересованы в том числе страны, которые нам дают оружие и деньги на жизнь.
Да и по Турции, контракты с «Газпромом» не мешают нам работать с Турцией в том числе по постройке кораблей для ВМСУ.
То есть мы можем работать достаточно рационально. Есть опыт. И тут, в свете последних событий появляется интересная опция для Украины.
Зрада можно кричать. А можно подумать как повернуть ситуацию на свою пользу. И тут стоит вспомнить что у нас с бензином в стране. Правильно, дефицит. Возим из стран, которые, делают топливо, в том числе из российской нефти. Но топливо необходимо ВСУ.
А импорт всегда дороже собственного продукта.
К чему я?
И предложить тому же Socar построить небольшой такой НПЗ на территории Украины. И, например, гарантировать (при соблюдении ценовых рамок) выкуп ряда типов топлива для ВСУ. Например, авиационного топлива, которое производят далеко не все.
Мне скажут, что Россия ударит по этому заводу? Хм. Сомнительно, поскольку РФ зависит от позиции Алиева и Эрдогана. А это значит есть дополнительна гарантия для такого маленького бизнеса. И гарантия топлива для сил обороны. И рабочие места. И налоги.
То есть по уму можно было бы поиметь актив на который русским нападать пока что страшно и частично решить проблему с дефицитом нужного нам ресурса.
Как мы будем поступать? Покажут ближайшие месяцы
Коментарі — 0