«Крымнаш»: технологическая удавка российского авиапрома
Россия, удерживая украинский Крым и ведя политическую войну против Запада, всецело зависит от импортного оборудования и технологий.
Санкции, введенные Вашингтоном против Москвы за аннексию полуострова и попытки подорвать западную демократию, оставили российский авиапром без критически важных деталей.
Санкции перекрыли России поставки из США и Японии материалов для самолета МС-21 – ключевого проекта российского гражданского авиастроения. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех», участвующие в реализации проекта, пытаются найти замену, но пока безуспешно. По информации издания «Коммерсант», санкции, наложенные правительством США против компании «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и «Обнинского научно-производственного предприятия «Технология» имени Ромашина» (входит «Ростех»), рискуют поставить крест на создании так называемого композитного «черного крыла» для самолетов МС-21. Ряд ключевых компонентов для крыла и части киля завозили из США и Японии, но недавно из-за давления Вашингтона поставщики прекратили отгрузку. В перечне фигурируют американское предприятие Hexcel и японское Toray Industries.
По задумке проектировщиков, МС-21 должен был стать первым среднемагистральным самолетом, собранным в современной России. Удлиненное композитное крыло рассматривали как одно из конкурентных преимуществ перед самолетами фирм Boeing и Airbus, так как оно позволило бы повысить экономичность машины и увеличить ширину салона. Руководство ОАК не хочет менять композит на металл, так как это приведет к утяжелению конструкции и потере преимуществ перед конкурентами. Авиастроители могут приметить китайские композиты, но они значительно толще и тяжелее американских. Российские предприятия теоретически могут создать нечто похожее, но в таком случае сроки сдачи МС-21 придется передвинуть минимум до 2025 года.
На первый взгляд, проблема никак не связана с захватом украинского Крыма, но это не так. Объединенная авиастроительная корпорация оказалась под западными санкциями в первые месяцы после аннексии полуострова. «Ростех» и связанные с ним предприятия несколько раз попадали в «черные списки» США и ЕС. В том числе в связи с незаконной доставкой в Крым турбиннемецкого концерна Siemens.
«Аэрокомпозит» и «Технология» оказались на американской «доске почета» в сентябре 2018 года. Тогда под санкции Министерства торговли США попали 12 российских предприятий, действующих «вразрез с интересами национальной безопасности и внешней политики США». Им запретили закупать любые американские товары и технологии, включая компьютерные программы, на которые распространяется экспортный контроль.
Ограничения затронули и другие предприятия аэрокосмической отрасли: конструкторское бюро «Авиадвигатель», корпорация «Системы прецизионного приборостроения» и научно-исследовательский институт «Вега». В американском правительстве предупредили, что санкции будут применять против любой организации в мире, которая рискнет поставлять россиянам запрещенные американские товары.
В этой истории необходимо выделить несколько важных аспектов.
Первое. Аннексия украинского Крыма выявила подлинную природу нынешней российской власти: «гибридный» фашистский режим, который с одной стороны ведет политическую войну против США и ЕС, а с другой – паразитирует на западных демократических институтах, финансах, технологиях и рынках сбыта. В европейской истории такого еще не было. Германский нацизм и большевистская диктатура в СССР были относительно самодостаточными в технологическом плане. А вот нынешняя Россия, де-факто будучи страной третьего мира, пытается навязать коллективному Западу свои правила игры: захват чужих территорий, установление собственной зоны «привилегированных интересов» в СНГ, военно-политическое давление на страны НАТО в Черноморском бассейне. Кремль катастрофически зависит от США и ЕС, но при этом занимается ядерным шантажом, обещая крымчанам и жителям соседней России «райское будущее» после смерти.
Второе. Тупик, в котором оказался проект российского «черного крыла», в очередной раз подтвердил, что правительство США не на словах, а на деле может заставить третьи страны и организации отказаться от работы с российскими компаниями. Даже формально не участвуя в санкционной кампании против Кремля, государства могут поддержать американские ограничения. Самый «эпичный» пример – Китай, который Москва неустанно называет основным «союзником» на Востоке. Осенью прошлого года стало известно, что китайские банки неформально поддержали финансовые ограничения, наложенные Вашингтоном.
Третий аспект – технологическая отсталость России будет нарастать, что особенно заметно в аннексированном Крыму. Заявления российских властей о необходимости «технологического прорыва» – обычный блеф. В сфере энергетики, добычи полезных ископаемых, строительства, мобильной связи, медицины полуостров зависит от импортных технологий и оборудования.
Технологических аналогов у России нет. Типичные примеры – поставки в регион турбин Siemens и решение «Роснефти» заморозить на пять лет разведку и нефтедобычу в восточной акватории Черного моря. Главная причина – санкции США, препятствующие поставке и обслуживанию необходимого оборудования.
Кремль попытался обойти ограничения. К разведке и бурению новых скважин на шельфе привлекли итальянский энергетический концерн Eni. Сотрудничество с итальянцами прекратилось в марте прошлого года сразу после бурения первой скважины. Основная причина – череда санкций правительства США, которые закрыли россиянам все лазейки по обходу ограничений, наложенных против аннексированного Крыма. Аналогичная проблема возникала с российскими нефтяными проектами в Арктике. Западные санкции ограничили компании доступ к иностранным кредитам и к установкам глубоководного бурения.
После захвата украинского полуострова в черные списки США попала основная масса российских предприятий, задействованных в выпуске высокотехнологичной продукции. Как показывает практика, санкции полностью перекрывают россиянам возможность заполучить нужные материалы и оборудования в обход Вашингтона.
Коментарі — 0