Крымский тупик Путина

Крымский тупик Путина

Президент РФ заявил, что россияне не боятся ядерной войны и при необходимости готовы пожертвовать собой ради интересов государства.

Некоторые наблюдатели расценили его высказывания как очередную угрозу Западу. На самом же деле, Владимир Путин обращался к внутренней аудитории, пытаясь громкими словами прикрыть падение своего «крымского рейтинга».

Президент России, выступая в Сочи на заседании дискуссионного клуба «Валдай», заявил, что внешняя политика Кремля не противоречит интересам других стран. «Мы не напрягаем никого, мы не создаем никаких проблем», – сказал Владимир Путин. Он заверил, что Москва не опасается горячих конфликтов, так как российская армия оснащена новейшим вооружением, а население «готово отдать жизнь за Отечество».

Отвечая на вопрос о возможности ядерного удара, Путин заявил, что неназванные иностранные руководители «просто сдохнут, даже не успев раскаяться»«Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. Мы – жертвы, и как мученики попадем в рай. А они просто сдохнут, потому что они даже раскаяться не успеют», – сказал российский президент. Слушатели в зале встретили его слова смехом.

Часть наблюдателей расценили заявление российского президента как очередную угрозу США и ЕС, попытку ядерного шантажа, но это не совсем так. Прежде всего, Владимир Путин обращался к внутренней аудитории, пытался мобилизовать сторонников, которым начал надоедать «Крымнаш», война против Украины и политическое противостояние с Западом. Прикрываясь милитаристской риторикой, Путин пытается сохранить авторитет в глазах как российской элиты, так и рядовых граждан. Две затяжные войны (Донбасс и Сирия), девальвация рубля, сокращение золотовалютных резервов, «ответные санкции» Кремля, ударившие по потребителям, масштабная коррупция, повыше цен на основные товары (прежде всего топливо) и пенсионная реформа «съели» эффект от аннексии Крыма. Повышение пенсионного возраста стало последним рубежом, после которого «крымский рейтинг» российского президента уверенно покатился вниз.

Изначально попытки Кремля имитировать «ненормальность» давали эффект. В апреле 2014 года, сразу после аннексии Крыма, Владимир Путин оформил свои угрозы в рассуждения о русском характере.

«Мне кажется, только у нашего народа могла родиться поговорка «На миру и смерть красна». Как так? Ведь смерть – это же ужас. Нет, оказывается. Что такое «на миру»? Это означает смерть за други своя, за свой народ. Говоря современным языком – за отечество. В этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности. Конечно, мы менее прагматичны, менее расчетливы, чем представители других народов. Но зато мы шире душой», – говорил Владимир Путин. Тогда Кремль действительно обращался к коллективному Западу, который пытались убедить в том, что ради «русского мира» (читай оккупации Украины) Москва будет готова положить тысячи жизней своих граждан.

Через год в пропагандистском фильме «Крым. Путь на родину» Владимир Путин рассказал, как лично отдавал приказ на оккупацию Крыма, и заявил, что готов был использовать ядерное оружие, если бы американцы и европейцы попытались помешать. Тогда в Вашингтоне и Брюсселе не рискнули проверять искренность кремлевских намерений. Крым временно вывели за скобки переговорного процесса – западные союзники Киева предпочли сконцентрироваться на проблеме мирного урегулирования на Донбассе.

Ситуация начала меняться на рубеже 2016-2017 годов, когда стало очевидно, что Москва грубо просчиталась с Крымом, увязла на Донбассе и в Сирии. Российская элита осознала, что цивилизованные страны не признают Крым российским, а санкции оказывают серьезное давление на кремлевских олигархов. На этом фоне ядерные угрозы Владимира Путина приобрели комичный оттенок. В марте этого года российский президент, выступая с посланием к Федеральному собранию, вновь пригрозил США ядерным оружием. В качестве доказательства «военной мощи» России Путин использовал компьютерный ролик 11-летней давности. В Государственном департаменте и Министерстве обороны США тогда заявили, что высказывания кремлевского лидера не стали для них неожиданностью.

Экономические проблемы внутри России усугубились чередой громких внешнеполитических поражений: разоблачения российских шпионов в Великобритании, Нидерландах, Греции и Македонии; угрозы новых санкций; бессилие российской агентуры в ЕС, предоставление Украине томоса на автокефалию, провал попыток устроить блокаду Украине в Азовском море. Движение «русского мира», начавшееся с оккупации Крыма, уперлось в стратегический тупик.

Москва рассматривала аннексированный Крым и террористические группировки на Донбассе как инструмент ликвидации украинского суверенитета. Но на рубеже 2017-2018 годов стало очевидно, что кремлевский план ползучей ликвидации Украины начал давать сбой. Полуостров утратил пропагандистскую ценность внутри России, и теперь рискует потерять стратегическое значение как военный плацдарм в предстоящей войне против Украины и стран НАТО. Москва накачивает полуостров оружием, проводит показательные учения, но пока не рискует открыто нападать со стороны аннексированного полуострова.
Владимир Путин, дабы сохранить имидж смелого руководителя и «собирателя земель», прибегает к ядерному шантажу, но на этот раз его заявления выглядят совсем неубедительно. Российский президент только один раз проявил (пусть и безрассудную) решительность – в ходе аннексии Крыма. Далее Кремль «утонул» в собственной демагогии и череде бессмысленных «хитрых планов».

Мнения авторов рубрики «Мысли вслух» не всегда совпадают с позицией редакции «Главкома». Ответственность за материалы в разделе «Мнения вслух» несут авторы текстов

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: