Мир после войны. Украина будет вынуждена трансформироваться
Россия никогда не станет другой и никогда не преобразится в доброго соседа
Во время достаточно редких споров о послевоенном устройстве отношений между Украиной и РФ, мне пытаются привести, как пример, взаимоотношения между Францией и Германией, переживших только в 20 веке две кровавые войны с великим множеством жертв. И, имеющих на сегодня, нормальные партнерские и соседские отношения.
Понятно, что время лечит раны. Понятно, что могилы и окопы заростают травой.
Понятно, что с прошедшими десятилетиями память слабеет и ненависть становится не такой яркой.
Но главная причина возобновления человеческих и государственных взаимоотношений в ментальных изменениях миллионов жителей этих стран, в прогрессе их политического устройства, в изменении целей, задач, методов их решения, в иной нравственной парадигме, которая стала естественной для общества. Мир и взаимное уважение – это горький опыт, мудрость и понимание, что война проблемы не решает, а создает. На века.
Рассматривая наши будущие взаимоотношения с соседом (а они, естественно, будут, просто пока непонятно на каких границах и с какими результатами наступит пауза в войне), я все чаще прихожу к слову «необратимость».
Понятно, что ничего в этой жизни не бывает «навсегда“, но для того, чтобы навсегда не случилось нужны глубинные изменения в обществе.
Ни на секунду не могу представить, с чего бы вдруг российской глубинный народ изменился метально и психологически. Вернее, могу – военные поражения, как в случае с немцами, отрезвляют на столетия, но для этого они должны быть разгромными. Вариант: поубивали друг друга – и разошлись миром, не работает.
Россия прекрасно существует в своей ментальной недоразвитости. Ее жителям не нужны свободы, демократия, справедливость и мир. Им комфортно там, где они сейчас находятся – приблизительно в конце 19 начале 20 века: не выбравшись из ментального крепостничества, вкусив примитивной индустриализации и полагая, что все на свете решает количество пушек. Плюс, склонность к фашизму и монархии, как форме правления.
Варианта замирения по типу Франции-Германии точно ждать не придется.
Для нескольких поколений украинцев, минимум лет на 75-100 вперед, Россия будет объектом недоверия, ненависти и источником опасности во всех своих проявлениях. Да, Северная и Южная Корея – это более правдоподобный вариант.
И это будет огромной ментальной проблемой для украинского общества, главным тормозом для гуманизации и развития системы мировых ценностей внутри страны.
Нам надо привыкать к мысли, что для выживания мы должны создать милитарное общество, готовое в любой момент взять в руки оружие и отразить удар.
Как это делает Израиль.
В принципе, теперь у нас многое надо строить по примеру Израиля – от воздушного Железного Щита и военной промышленности современного уровня, закрытой в подземные помещения, до демократии в предельно милитаризованном обществе.
Необратимость.
Россия никогда не станет другой и никогда не преобразится в доброго соседа.
Ей не нужно.
Меняться нужно нам, иначе рано или поздно людоеды до нас доберутся.
А не хотелось бы.
Коментарі — 0