Последствия создания второго НАТО: Европа станет уязвимой для России
Если у американцев и европейцев ценности общие, то им лучше защищаться совместно
Интервью во влиятельной британской газете The Telegraph с генеральным секретарем Североатлантического альянса Йенсом Столтенбергом под красноречивым названием «Proposed EU military force would «divide Europe», warns Nato’s secretary general», в котором он отмечает, что создание в Европе независимых от США вооруженных сил приведет к расколу среди союзников по НАТО, является очень тревожным звонком для Североатлантического альянса.
В частности Йенс Столтенберг отметил: «Я приветствую большие усилия Европы в сфере обороны, но это никогда не может заменить НАТО, и мы должны убедиться в том, что Европа и Северная Америка объединяются. Любая попытка ослабить связь между Северной Америкой и Европой не только ослабит НАТО, она разделит Европу…
Любая попытка создать параллельные структуры, дублирующие командную структуру, ослабит нашу совместную способность работать вместе, поскольку имея ограниченные ресурсы нам необходимо предотвратить дублирование и распыление усилий. Конкретные предложения не обсуждались в НАТО, мы не видели никаких деталей».
Эта оборонная инициатива со стороны объединенной Европы появилась после того, как министры обороны стран ЕС собирались в Словении. Чиновники из Европейского союза заявили, что хаотичный вывод западных сил из Афганистана показал, что ЕС должен иметь возможность военно вмешаться в кризисной ситуации, не полагаясь на американские войска
Это именно то, чего давно уже ждали в Москве, и, похоже, что мечты Путина о расколе Европы, при неблагоприятных для европейцев обстоятельствах, могут сбыться. Поскольку любая попытка ослабить связь между США и объединенной Европой не только ослабит НАТО, но и разделит сам Евросоюз.
Очевидно, если у американцев и европейцев ценности общие, то им лучше защищаться сообща. Особенно это актуально для таких небольших европейских стран, как Словения, Чехия, Словакия, Болгария, Черногория, Люксембург, Северная Македония, Албания, Эстония, Латвия и Литва.
И когда у Соединенных Штатов и объединенной Европы ценности остаются общими, то НАТО, в том виде, каким оно является на сегодня, должно быть сохранено.
Но если часть европейских стран начнет дрейфовать в сторону России, то тогда о единстве в НАТО можно забыть. Ведь, в таком случае, кремлевская стратегия «разделяй и властвуй», начнет срабатывать.
Впрочем, и без выдвижения идеи создания объединенных европейских сил без участия Соединенных Штатов было понятно, что на нынешнем этапе своего существования НАТО стало далеко не однородным оборонным образованием. В котором ситуация вокруг России рассматривается ведущими государствами Европы – Германией и Францией совсем не так, как это видится в Вашингтоне.
Собственно уже это, само по себе, начало провоцировать раскол среди стран-членов НАТО. Поскольку Йенс Столтенберг констатирует сейчас то, что уже давно произошло.
Таким образом, вполне можно уже говорить о тенденции к неформальному расколу НАТО на две части. Ориентированную на Америку и ориентированную на Российскую Федерацию.
К ориентированным на Соединенные Штаты странам НАТО можно отнести: Великобританию, Канаду, Польшу, Норвегию, Литву, Латвию, Эстонию, Исландию, Румынию, Словению, Хорватию, Словакию, Люксембург и Нидерланды.
К ориентированным на Российскую Федерацию можно причислить: Германию, Францию, Венгрию, Грецию, Италию и Австрию.
Остальные страны могут придерживаться либо нейтральной позиции, либо действовать в зависимости от текущей ситуации, что также не способствует единству в Североатлантическом альянсе.
Можно сказать, что в Вашингтоне никогда не согласятся с тем, чтобы создание дублирующей НАТО военной организации перечеркнуло все предыдущие достижения, которые за многие десятилетия были приобретены этим оборонным союзом.
За все время своего существования с 1949 года ни на одно государство, которое является членом НАТО не было совершено нападение, и страны альянса ни с кем не воевали (а значит не было необходимости прибегать к 5-й статье НАТО о коллективной обороне), членство в Североатлантическом альянсе стало таким же сдерживающим фактором, как и наличие ядерного оружия.
Создание в Европе своих сил быстрого реагирования лишь ослабит НАТО, особенно, зная заранее, какими неповоротливыми и политизированными являются европейские структуры и насколько они запаздывают с коллективным принятием решений.
Подобные инициативы являются ничем иным, как стремлением Германии и Франции избавиться от традиционного большого влияния Соединенных Штатов на Европу, и попыткой Берлина компенсироваться за старую обиду на американцев за оккупацию территории Германии, которая стала следствием проигрыша немцев во Второй мировой войне.
Германия хочет доминировать в Европейском союзе, а ее членство в НАТО стало сдерживающим фактором такого тотального доминирования в Европе. Скорее всего, именно это является основой подобных европейских оборонных инициатив.
И если даже предположить, что в Европе удалось создать независимые от США вооруженные силы, то сразу же возникает закономерный вопрос, каким должен быть согласованный язык общения в такой коллективной организации? Немецкий, французский или испанский?
Кроме того, «европейскому НАТО» придется в срочном порядке решать каким будет ротационный принцип управления этим новым союзом, учитывая то, что в ЕС входят 27 стран.
Не удастся оставить без внимания, каким образом будет осуществляться воздушная поддержка и возможность перевозки тяжелых грузов. А также военно-морская поддержка совместных европейских сил. Не забывая при этом и об общем оружии, боеприпасах, а также и продовольственных запасах.
Однако главный вопрос заключается в том, что если какие-то страны ЕС не захотят принимать участия в конкретной операции, то тогда общие европейские системы управления и координирования будут скомпрометированы с самого начала.
Все это выглядит, как очередной ход для формирования европейской армии, о создании которой давно уже говорили руководители ЕС, объясняя это необходимостью достижения более тесной интеграции стран-членов Евросоюза между собой и потребностью более мощного представления Европейского союза на мировой арене.
В этой инициативе имеющееся и еще один щекотливый вопрос, Великобритания, которая вышла из ЕС, не желает иметь ничего общего с этим надуманным «планом самовозвышения».
В Великобритании считают, что когда она является членом НАТО, ее присоединение к армии ЕС серьезно ослабило бы Североатлантический альянс. Это в Лондоне говорили еще будучи членами Евросоюза, об этом они говорят и сейчас.
Также никак не получится обойти такой деликатный вопрос, кто именно будет платить за создание и содержание параллельной европейской армии?
Европейские государства-члены альянса и так неохотно выполняют свои финансовые обязательства перед НАТО, а теперь им возможно еще и придется финансировать европейскую армию.
Если европейцы так долго избегали нести в полном объеме определённые для них расходы на оборону, и слишком полагались на защиту США, то вполне логично было бы для начала выплачивать свою долю взносов в НАТО.
Нельзя исключать того, что идея создания европейской армии несет в себе более далеко идущие планы. Евросоюз со своими вооруженными силами, может претендовать на статус сверхдержавы.
Следующим шагом могут стать выборы президента Европейского союза демократическим путем, а не в результате выдвижения кандидатуры председателя Европейского Совета великими державами и голосования за это в Европарламенте.
А как только президент ЕС получит демократический мандат, то он или она может потребовать больше полномочий. Интересно выбрано время, когда именно в Европейском Союзе начали говорить о необходимости создания европейских объединенных сил быстрого реагирования.
В конце сентября 2021 года канцлер Германии Ангела Меркель покидает свой пост. И полностью уйти из большой политики ей будет чрезвычайно трудно, слишком долго она там находилась. Так не для нее ли затевается вся эта перестройка в ЕС, для того, чтобы Меркель стала будущим президентом Евросоюза?
Подобная идея способна быть реализованной политическим тандемом «Германия-Франция», особенно учитывая то, с каким энтузиазмом канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон пытались вывести Европу из-под влияния Америки и установить союзнические отношения с путинской Россией.
Не стоит забывать, что ЕС на протяжении десятилетий намеревался бросить вызов доминированию Америки, которое особо не устраивало немцев и французов. Теперь же Евросоюз вполне способен замахнуться на то, что стать мировой гегемонистической державой.
Хотя без американского «ядерного зонтика» Европа станет очень уязвимой для вторжения России. Но понимают ли это сейчас в Брюсселе, Берлине и Париже?
Коментарі — 0