Силовой шантаж России побеждает нерешительность демократий

Силовой шантаж России побеждает нерешительность демократий
«Война и дальше будет разрушать не только страны, но и демократические системы»
фото из открытых источиков

Мир поляризовался из-за войны в Украине. Автократии стали объединяться и поддерживать друг друга, наращивать силы. А что демократии?

Казалось бы, Запад с современной экономикой и стратегическими преимуществами – а не может остановить агрессию России с ее сырьевой экономикой и архаическим видением мира. И на наших глазах, пока на Западе усердно боятся выйти за собственные «красные линии» – в частности, действия и решения, которые трактовались бы как участие стран НАТО в войне, Россия и дальше глобализует войну уже напрямую и открыто. Имею в виду привлечение военных на фронт из Северной Кореи. Тем самым, автоматически формируя напряжение и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Или возьмем Грузию и Молдову (имеются в виду выборы), события в которых показывают, что ставка авторитарных режимов на такие методы, как сила, шантаж, гибридность, преследует цель переиграть Запад во времени. Для таких методов не требуется правила, процедуры, поддержка общества, ценностей. Собственно, за счет этого Кремль и рассчитывает на то, что ему удастся «пересидеть» Запад. Плюс используя международное право, иногда не работающее, а в целом – реагирует медленно.

Понятно, что демократии, которые как система ориентированы на то, чтобы представлять интересы как можно большего количества социальных групп, не могут действовать без учета общественного консенсуса, правил и процедур. Что автоматически означает, что во времена турбулентности демократии медленнее перестраиваются, чем автократии. В то же время, от принимающих политические решения (и это уже вопросы политической воли и решительности), особенно в вопросах безопасности, зависят формирование тенденций и подходов и на уровне обществ. Часто пишу, что эта война не только о традиционной (по Клаузевицу) стратегии, тактике. И не только о логистике как понятии уже из современных войн. Но и о тайминге, временных рамках решений/действий, которые могут либо усилить, либо нивелировать все три составляющие. Как пример: имела Украина возможности и ресурсы действовать в Черном море, есть результат – российский флот потерял доминирование. Но по другим направлениям Запад более нерешителен.

Хотя подход на «длинную войну» и «помощь Украине сколь угодно долго» вместо «помощи для достижения справедливого мира», дает шанс России «пересидеть» себя. Кремль ни у кого не спрашивает и не обращает внимания ни на чье мнение в вопросе привлечения северокорейских военных. На Западе боятся даже разместить системы ПВО на своих восточных и южных флангах, когда Россия неоднократно уже нарушала воздушное пространство стран НАТО, потому что в Кремле тут же предупреждают, что это будет считаться участием в войне.

Хочу привести такую ​​цифру. После Второй мировой войны в мире сформировался тренд по росту демократий. Есть цифра: из 12 полноценных демократий по состоянию на 1945 год до 44 – в 1972-м, 72 – в 1993-м, 117 – в 21 веке.

Это я к тому, что не хотелось бы, чтобы в 21 веке, из-за российской войны (горячей и гибридной), а вместе с ней и обвалом международной системы правил как таковой, мы имели бы обратный процесс в сторону усиления автократий. Или мир остановит войну и весь этот автократический угар с последующим гибридным инструментарием, когда генсек ООН мило позирует на событиях, организованных российскими властями. Или война и дальше будет разрушать не только страны, но и демократические системы (и внутренние, и международные) как таковые.

Читайте также:

Мнения авторов рубрики «Мысли вслух» не всегда совпадают с позицией редакции «Главкома». Ответственность за материалы в разделе «Мнения вслух» несут авторы текстов

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: