Мэр Мариуполя Юрий Хотлубей: Установить контакт с собственниками «Азовмаша» не удалось. Вообще ни с кем нет никакой связи…
«10 тысяч сотрудников крупнейшего завода остаются без работы, а оборудование вывозится на металлолом»
О мирной жизни мариупольцев сегодня приходится с большой натяжкой. Крупный промышленный город фактически прилегает к линии фронта, принимает десятки тысяч беженцев и живет в ожидании очередной эскалации конфликта. Кроме того, трагедия, произошедшая 24 января этого года, до сих пор держит горожан в страхе. Напомним, от обстрела тяжелой артиллерией пострадал микрорайон Восточный, погибли 30 человек.
Боевики, спонсируемые Россией, и сейчас продолжают нагнетать панику. Был случай, когда журналисты зафиксировали в темное время суток автомобиль, с которого из громкоговорителей призывали горожан уезжать из Мариуполя, пугая новыми обстрелами. Местные активисты признают, симпатии жителей неоднородны. Условно треть являются активными сторонниками Украины, треть поддерживают сепаратистов, остальные соблюдают «нейтралитет»: мол, все равно с кем быть, лишь бы не стреляли.
Городской голова Мариуполя Юрий Хотлубей пытается демонстрировать больший оптимизм. По его данным, единую Украину поддерживает большинство жителей города. В интервью «Главкому» мэр рассказал о том, как в условиях железнодорожной блокады в городе работают промышленные гиганты, как боевики «ДНР» передают ему «приветы», и почему его сын Игорь сложил полномочия депутата Мариупольского горсовета.
Юрий Юрьевич, горсовет Мариуполя 30 января только со второй попытки поддержал инициативу назвать Россию агрессором. Почему депутаты не спешили признать очевидный факт?
Потому, что у депутатов разные мнения. Была группа депутатов, которая говорила, что да, есть агрессия, не акцентируя внимание на том, кто же именно является агрессором. Через три дня после первой внеочередной сессии, которая состоялась 27 января, было принято решение провести сессию 30 января с тем, чтобы все же четко определить и расставить акценты в этом очень серьезном вопросе. Мы исходили из того, что город Мариуполь как никакой другой город в Украине имеет право на такие оценки. Почему мы так рассуждаем? Дело в том, что удар по микрорайону Восточный был вторым террористическим актом (за последнее время). Первый теракт произошел еще 14 октября в Сартане: проходила похоронная процессия, в этот момент поселок был обстрелян ракетами, прилетевшими с территории, подконтрольной боевикам. Семеро жителей Сартаны погибло, пятнадцать были ранены. 24 января был нанесен массированный удар по городу системой «Торнадо». Было выпущено 120 ракет, из них 41 прямое попадание по жилым домам и детским садикам. Погибло 30 человек, 118 ранено. И первый, и второй удар наносился по мирным поселкам, где нет воинских частей, нет блокпостов. То есть это чистейшей воды террористический акт, это удары, которые наносились российским оружием, боевиками так называемой «ДНР».
Вы считаете, рассмотрение подобных вопросов входит в компетенцию органов местного самоуправления? Парламент на государственном уровне уже объявил Россию агрессором?
В данной ситуации горсовет представляет громаду. Если мы будем уходить от таких вопросов, то будем предавать интересы громады. Громада ропщет, люди возмущаются, говорят, мол, почему вы молчите, поднимайте эти вопросы! Мы раскрутили (эту тему) «Я Мариуполь», «Я Восточный», которые звучали, как «Я Шарли». Это привлекло внимание (международной общественности), в Совбезе ООН рассматривался этот вопрос, там звучал Мариуполь, там звучал Восточный. Люди услышали, что они не одни, что они не брошены… Ведь в данной ситуации не исключены повторные удары, и это людей очень беспокоит. Поэтому мы не имели права уходить, прятаться от этих вопросов.
То есть решение принималось для повышения резонанса?
Вот вы совершенно уместно сказали «резонанс». Мы должны были дать толчок этому вопросу, чтобы он зазвучал. И как результат, к нам приехало около 30 большегрузных автомобилей. Рубероид, стекло, шифер привезли, отрезную доску привезли. Включилась в процесс Администрация Президента. Львов, Кривой Рог и Черновцы перечислили нам по 500 тыс. гривен. Вся Украина повернулась к городу. Такого никогда не было раньше, чтобы вот так все отреагировали на нашу беду. В данной ситуации горсовет был обязан занимать такую позицию, которую он занял. Вы знаете, сессия проходила очень сложно, но, тем не менее, наша позиция была четко определена. Россия – агрессор, боевики так называемой «ДНР» и «ЛНР» - террористы.
В Мариуполе много промышленных предприятий. Какие из них работают, какие стоят?
На 50% загружены Меткомбинат им. Ильича и «Азовсталь». Есть две проблемы. Одна проблема связана с доставкой сырья: в результате теракта был взорван мост через реку Кальчик. У нас уже долгое время не работает железнодорожный вокзал, не ходят поезда. Это проблема логистики. И вторая проблема – реализация продукции. К сожалению, цены на металл упали. В данной ситуации они (руководители комбинатов им. Ильича и «Азовсталь») были вынуждены перевести инженерно-технических работников на трехдневную рабочую неделю. Но мы надеемся, что это временный процесс. Там мощная команда управленцев. Мы рассчитываем, что эти комбинаты восстановятся. Во всяком случае, они никого не сокращают, выплачивают зарплату. Естественно, наполняют городской бюджет.
Провальная ситуация по «Азовмашу». Мы стучимся во все двери, в том числе в Киеве, в Кабинет министров. Но, к сожалению, этот процесс пока не двигается. Более того, наметились тревожные тенденции, когда оборудование, станки идут на металлолом. На мой взгляд, в данной ситуации должна быть более четкая позиция нашего правительства с тем, чтобы защитить трудовой коллектив этого предприятия. Потому что в конечном итоге наши попытки каким-то образом помочь реанимировать, к сожалению, результата не дают. В данный момент трудовой коллектив насчитывает 11 тыс. человек, и только 1 тыс. из них имеет реальную работу. Можно найти возможность для производства вагонов, другой продуции. Нужен руководитель, нужна воля, которая стимулировала бы эти процессы. К сожалению, этого нет.
Одним из крупнейших акционеров «Азовмаша» являются структуры экс-депутата от Партии регионов Юрия Иванющенко. Что он говорит о ситуации на предприятии, об огромных долгах?
Абсолютно не общаемся. Были у нас попытки как-то выйти на собственников в Париже – на Тараса Викторовича Полищука (президент ООО «Управляющая компания «Азовмашинвест холдинг»), наследник по линии покойного Александра Владимировича Савчука (президент ПАО «Азовмаш»). Так вот он (Полищук, зять Савчука) приезжал сюда, с автоматчиками здесь походил, но на связь не выходил. А те (представители Иванющенко) вообще исчезли, и близко никого здесь нет, абсолютно не интересуются. Более того, наши попытки где-то как-то наладить контакты не увенчались успехом. Вообще ни с кем нет никакой связи… «Азовмаш» якобы повторил (продлил) контракт с Карапейчиком Игорем Николаевичем (гендиректором ПАО «Азовмаш»). Но он сидит в Киеве, имитирует какие-то движения, что ходит по кабинетам. Но на самом деле, как говорится, они все просто гробят это предприятие. Мои попытки выйти с ним на связь также закончились ничем.
В начале февраля на ММК им. Ильича отключали газ за долги. Какова ситуация сейчас?
Нет, сейчас там проблем нет. У них были задержки с возвратом НДС, но они сами регулируют эти вопросы. Запас прочности у них достаточный. Этот фактор, «газовый», не определяющий. Они работают на пылеугольном топливе, которое в значительной мере компенсирует потребление природного газа при производстве.
Интересуется ли у вас Владимир Бойко ситуацией в городе?
С Владимиром Семеновичем мы уже давно не общались. Контактов с ним у меня нет. В данной ситуации я работаю в большей мере с нашими народными депутатами, если конкретнее, то с Сергеем Алексеевичем Тарутой. Он очень серьезно помогает городу, он держит связь с руководителями «Метинвеста», главным акционером. В данной ситуации он для нас является мощным проводником по этим вопросам.
В конце января из-за прекращения подачи технической воды на «Азовсталь» вследствие обстрела боевиками Мариуполя комбинат вынужден был остановить работу двух доменных печей. Этот вопрос решен?
Проблем сейчас. Там был короткий промежуток времени из-за сбоев по воде из Павлополья, именно оттуда идет техническая вода. Но там оперативно наладили связь. Скажу, что генеральные директора комбината Энвер Цкитишвили и Юрий Зинченко работают очень хорошо. Это действительно руководители высокого уровня. Они решают оперативно те вопросы, которые, возможно, и не в их компетенции вовсе. Яркий пример – восстановление моста через Кальчик. Если бы они не включились в этот процесс, мы бы никогда не восстановили это движение. Они очень нам помогают и по восстановлению Восточного.
Что касается Рината Леонидовича (Ахметова), то он звонил. Его очень интересовала ситуация в городе, конкретно о том, какая помощь оказывается по линии его фонда «Поможем» (Гуманитарный штаб Ахметова). Его также интересовала то, какая обстановка, какие настроения в трудовых коллективах на комбинатах.
В принципе, трудовые коллективы его предпритий сейчас вытягивают город потому, что «Азовмаш» стоит, Морской торговый порт, к сожалению, тоже резко сбавил обороты. Это и понятно, товаропотоки уменьшились.
Между территорией, которую контролирует Киев, и районами, захваченными боевиками и российскими террористами, существует 7 пропускных пунктов, 2 из них в районе Мариуполя. Это направления «Донецк - Мариуполь (через Волноваху) и «Новоазовск - Красноармейск - Талаковка – Мариуполь». Сколько Есть ли какие-то проблемы с получением пропусков в этих пунктах?
Подключились к работе в выдаче пропусков Жовтневая и Ордженикидзовская районные администрации, хотя это не совсем их функция. Более 10 тысяч обращений через них прошло. Там ведь очень сложный процесс. Сначала люди сдают документы, потом эти документы обрабатываются соответствующими службами, и только после этого приходят людям пропуска. В общем-то, мы систему эту (по выдаче пропусков) наладили. Но люди много упреков высказывают.
Говоря о пропусках, разные суждения есть на этот счет. Я сторонник того, чтобы контроль все же был. Был такой факт. Бойцы «Сокола» задержали автомобиль. Два боевика отстреливались, при перестрелке погиб боец «Сокола», двое были ранены. Один из боевиков тогда сбежал, другого застрелили. Так вот, у них обнаружили более 10 контейнеров с аммонитом (взрывчатым веществом), полностью подготовленным для взрывов. Это пример того, что готовился целый ряд диверсионных актов. Кстати, эти двое взорвали тот мост над Кальчиком, при этом убив охранника «Азовстали».
Разве можно назвать пропускную систему эффективной, если, как утверждает депутат Семенченко, через блокпосты проходит сотни грузовиков в день. А выручка с одного блокпоста может доходить до 2 млн грн?
Да, действительно, отдельные факты, о которых вы говорите, могут быть. Но они не носят системного характера. То, что было ранее, носило массовый характер. Сейчас же, с введением этих пропусков, система меняется в лучшую сторону. Да, конечно, могут идти машины с этих «копанок», с территории, подконтрольной «ДНР». Но эти потоки перекрываются. Или, допустим, раньше возили фурами самопальную водку. Сейчас этого нет. Единичные случаи действительно могут быть. Но я еще раз говорю, что являюсь сторонником того, чтобы выстраивать систему и четко контролировать все эти процессы, мы в этом заинтересованы.
Главарь «ДНР» Александр Захарченко и другие предводители боевиков пытались выходить с вами на связь?
Три недели назад на электронную почту мне пришло уведомление о том, что «тебя выбирали как человека, а ты…», далее матерные выражения идут, ну и прямая угроза, что хотят расправиться. Еще написали, мол, передай этому полку «Азов», что мы доберемся и до них. Сообщение было подписано «сепаратист». Вот такие контакты. Мы никакого отношения к ним не имеем, контактов с ними нет.
Поддерживаете ли вы возведение стены между Украиной и Россией, о которой перед выборами так много говорил Яценюк?
Что мы понимаем под стеной? Если это стена как между Израилем и Палестиной, то, во-первых, это нам не под силу на данный момент. С другой стороны, конечно же, какие-то инженерные сооружения, которые бы препятствовали прямому движению окольными путями контрабанды автомобилей, оружия и т.д., должны быть.
Если судить по той информации, которая исходит в том числе иностранных спецслужб здесь накопилось большое количество оружия, танков, ракет… Да, может, отодвинули (боевики) все это, но оно ведь по-прежнему остается на территории Украины, что, конечно же, является большой опасностью для нашего города.
Многие эксперты говорят о том, что вскоре боевики с помощью российской армии предпримут попытку захвата Мариуполя, либо попытаются обойти город, пробивая себе путь на Крым.
Для того чтобы захватить город, боевикам нужно сконцентрировать огромные силы, которых у них сейчас нет. В данной ситуации они могут прорвать зону укрепления от моря до Широкино сейчас. Кстати, ведь их (боевиков) отодвинули на 20 км от города (Мариуполя). От Широкино вертикально вверх на север идет линия укрепления рубежей. Чтобы ее преодолеть, им нужно будет вводить большие силы. Ну, допустим, пройдут они в районе Волновахи, пройдут вглубь территории, контролируемой Украиной. Но ведь это для них будет мешок, который легко можно будет закрыть. Более того, это же будет настоящей войной.
То есть вы считаете наступление маловероятным?
Готовиться нужно к любому (сценарию). Кремль – непредсказуемый, мы сами это видим. Лучшим выходом будет усиленное укрепление дальних рубежей, что мы и делаем. Вплоть до того, что я дал команду, мы разобрали два наших здания, чтобы отдать плиты, отдать фундаментные блоки нашим военным, даем технику. Поэтому в данной ситуации, чем прочнее будут наши рубежи, тем больше будет гарантий того, что мы защитим нашу территорию.
Сколько жителей Мариуполя, по вашим данным, поддерживают Украину?
Абсолютное большинство горожан четко понимает, что только в составе единой Украины у города есть будущее. У них ведь есть много знакомых в Донецке, Горловке, Макеевке, они видят, что происходит в тех городах. В данной ситуации абсолютное большинство выступает за то, чтобы остаться в составе Украины, чтобы город никто не сдавал, чтобы был мир и порядок. Другое дело, что могут быть люди, недовольные работой городской власти, где-то недовольны курсом доллара. Но это же все не означает, что они недовольны Украиной как государством. Не нужно смешивать недовольство городской властью и правительством с отношением к стране.
Почему ваш сын Игорь подал заявление о сложении полномочий депутата горсовета Мариуполя?
Он сейчас на второй группе (инвалидности), у него была тяжелая операция. То есть он ушел по состоянию здоровья. В данной ситуации ему нужен восстановительный период. Лечение он проходит в Киеве. В данной ситуации никакой реакции депутатского корпуса не требуется. Депутаты должны определиться, как быть дальше. Игорь был депутатом от партии «Сильной Украины».
Источник фото: Дмитрий Ларин, «Украинская правда»
Коментарі — 0