«Свобода» в Киеве подписала себе приговор
Хотя ее лидер настаивает, что в беспорядках могли быть заинтересованы и власти
Голосование по внесению изменений в украинскую Конституцию о децентрализации страны стало поводом для новой атаки праворадикалов. После неспровоцированных жертв у здания Верховной рады их лозунги в украинском обществе резко теряют популярность.
В формате стандартных фронтовых сводок отчет о положении дел на Мариинском плацдарме (в Мариинском дворце заседает Верховная рада) в Киеве 31 августа мог звучать так: «Резкое обострение противостояния в районе Верховной рады с использованием боевой гранаты. «Двухсотых» — три. «Трехсотых» — сто сорок один. Наибольшие потери понесли силы Нацгвардии — сто тридцать один человек. Раненых гражданских — десять (из них четыре журналиста украинских и зарубежных СМИ)».
Хотя информация о реальном количестве пострадавших в результате теракта под зданием украинского парламента еще будет не раз меняться. Как не раз в течение понедельника менялись сообщения о причине гибели нацгвардейцев: осколочное ранение в область сердца, пулевое ранение в область сердца, осколочное ранение и снова пулевое…
Озвучивали характер поражений два главных в таких случаях спикера — министр внутренних дел Арсен Аваков и его советник, депутат ВР Антон Геращенко. Озвучивали тоже привычно — через Facebook и Twitter.
Тот же Аваков огласил и основную экспресс-версию следствия: боевую гранату в правоохранителей бросил представитель ВО «Свобода», боец батальона МВД «Січ» Игорь Гуменюк, который по горячим следам был не только оперативно задержан, но и (опять же исключительно по словам министра) дал признательные показания. При этом у него в кармане обнаружили как чеку от брошенной гранаты, так и еще одну гранату.
Как смогли вычислить и задержать бомбиста, который на всех обнародованных видео был в маске (и в ней же сбежал с места теракта), на сегодня неясно. Оперативная съемка, где из большой сумки, которой в момент броска гранаты у бомбиста в руках не было, извлекают вторую гранату, чеку, нож, камуфляж, деньги и кредитки, полной уверенности в том, что это именно тот самый человек (хотя футболка и шорты очень похожи), не внушает. К тому же задержанный не заявляет на камеру, что гранату бросил именно он.
Но и без этого уже понятно, что праворадикальная политическая сила под названием ВО «Свобода», под чьими знаменами была предпринята попытка штурма парламента, подписала себе приговор. Пока политический. Потому что фото- и видеодоказательств, где и безымянные молодые люди в футболках с партийной символикой, и узнаваемые экс-депутаты от «Свободы», включая одиозную Ирину Фарион, во главе с Олегом Тягнибоком избивают силовиков, более чем достаточно.
И в том, что власть выжмет из этого максимум пиара, тоже можно не сомневаться. Тем более что именно представители ВО «Свобода» находятся еще и в эпицентре резонансных коррупционных скандалов, поскольку после победы Майдана соратники Тягнибока получили портфели нескольких хлебных министерств, а также пост генерального прокурора. И Олега Махницкого, который в 2014‑м четыре месяца возглавлял Генпрокуратуру, сегодня обвиняют как в стремительном обогащении, так и в развале дел по расстрелам на Майдане и коррупции среди соратников Виктора Януковича.
Но одно дело — привычная для Украины коррупция, а совсем иное — открытое вооруженное противостояние в центре Киева, повлекшее за собой человеческие жертвы. Вина за это лежит не только на политиках, выведших народ под стены парламента, но и на силовых структурах. Ни для кого не было секретом, что 31 августа в парламенте назначена внеочередная сессия. Где президент должен был докладывать законопроект об изменениях в Конституцию Украины, связанный с децентрализацией. Как не было секретом и то, что те политические силы, которые выступают против децентрализации, призывают своих сторонников на акцию протеста. А значит, у силовиков было время и для подготовки, и для просчета возможных рисков, и для принятия превентивных мер. Особенно учитывая тот факт, что из-за военных действий на Донбассе в стране гуляет немалое количество неконтролируемого оружия.
Промежуточные и, хочется верить, окончательные выводы должно сделать следствие. Предъявив, как этого потребовал Петр Порошенко, не только исполнителей, но и заказчиков.
Пока же тот факт, что в силовиков, которые вели себя более чем мирно, полетели сначала взрывпакеты, а потом и боевая граната, вынуждает экспертов говорить и о том, что в «поджоге Рейхстага» могла быть заинтересована не только «Свобода», но и власти. На чем настаивает тот же Олег Тягнибок. Даже несмотря на то, что главную роль сыграли именно его штурмовики: боевая фаза противостояния и попытка штурма парламента начались именно их силами. Причем уже после того, как завершилось голосование, а депутаты через подземный переход покинули Верховную раду.
Налицо была явная работа на картинку, которая с началом избирательной кампании по выборам в местные советы должна была придать второе дыхание сползающим в политическое небытие праворадикалам.
Можно ли было избежать кровавой развязки? Скорее всего, да. Но для этого власти нужно было провести системную работу по разъяснению гражданам (а не электорату) того, что именно выносится на голосование в Верховную раду. Времени было более чем достаточно. Было ли это сделано? Нет. Почему? Во‑первых, любая украинская власть всегда считала это ниже своего достоинства. Свято веря в то, что «пипл и так схавает» все, что скажут очередные обитатели политического олимпа. И нынешняя власть исключением не является.
Во‑вторых, власти было не до работы с электоратом, потому что на носу выборы в местные советы, а команде Порошенко нужно было срочно укреплять свои позиции. Для чего был реализован непростой сценарий по поглощению порошенковской партией «Солидарность» партии «УДАР» Виталия Кличко наряду с нейтрализацией партии «Народный фронт» («НФ») Арсения Яценюка. Обе сценарные части были успешно реализованы, и в итоге «НФ» заявил, что на местные выборы он не идет. Но при этом соратники Яценюка поддержали голосование по децентрализации. Что дает определенные основания для прогноза по поводу того, что оказавшиеся в заложниках депутаты от «НФ» в составе этой Верховной рады будут и дальше верными сателлитами команды президента.
В-третьих, Порошенко, который оказался заложником Минских договоренностей, нужно было, кровь из носу, продемонстрировать западным партнерам хотя бы промежуточное результативное голосование. Для чего все усилия были сосредоточены именно на работе с депутатским корпусом, а не с его избирателями.
И эта часть сценария в итоге тоже была успешно реализована: 265 голосов за законопроект в первом чтении (при необходимых 226) выглядит, невзирая на ряд шероховатостей, более чем убедительно.
«Шероховатости» в виде солидарного голосования части коалиции и оппозиционного блока, куда входят остатки команды Януковича, до конца года обтешутся. Ведь для продолжения солидарной поддержки Украины международным сообществом urbi et orbi нужно было предъявить результат, а не рецепт его получения.
То, что пока против децентрализации выступают еще три члена коалиции — «Батькивщина» Юлии Тимошенко, Радикальная партия Олега Ляшко и «Самопомич» Андрея Садового, — еще не говорит о том, что это позиция окончательная, а коалиция почила в бозе. Потому что здесь куда больше закулисных торгов и политического расчета. Опять же направленных на местные выборы, под которые у разных политических сил в рукавах спрятаны свои эксклюзивные креативные наработки. Тем более что члены коалиции, невзирая ни на что, настаивают на ее, коалиции, нерушимости. Мол, милые бранятся — только тешатся.
А с учетом того, что спикер парламента Владимир Гройсман уже заявил, что следующее голосование по внесению изменений в Конституцию пройдет до неконкретного «конца года», может говорить о том, что новый этап торгов‑переговоров состоится уже после того, как партии продемонстрируют новые результаты после выборов 26 октября.
Станет ли перенос голосования во втором чтении на поствыборный период гарантией от повторения терактов? Увы, нет. В том числе и потому, что та же «Свобода» (или те, кто сработает под ее брендом) пойдет до конца. Правда, здесь очень многое зависит от действий как политической власти, так и ее силовых структур.
Источник: Новая газета
Коментарі — 0