Злочинне мовчання кримських ЗМІ
Путін доручив, Аксьонов виконав, Медведєв пообіцяв. Покарати, знайти, ліквідувати. Пропагандистські штампи, нудний переказ московських видань..
Мовою оригіналу
Крымская журналистика стала одной из «сакральных» жертв оккупации полуострова. Даже беглого мониторинга достаточно, чтобы испортить себе настроение. Ни одного цепляющего взгляд заголовка: светлые лики чиновников и прекрасно знакомые еще по временам господства «Партии регионов» эксперты заполнили собой место актуальных проблем и общественных дискуссий. Быстрее будет набросать список тем, о которых молчат крымские СМИ, чем найти в информационном потоке что-то хоть сколько-нибудь важное и интересное.
Справедливости ради нужно признать, что крымская журналистики и до оккупации была бедна на самодостаточные независимые издания. Однако десяток интересных СМИ, которые позволяли себе говорить честно и остро в медиапространстве присутствовал даже при «регионалах». Объективная, качественная аналитика и важные расследования время от времени взрывали крымское информационное пространство. Это оставляло надежду на перемены, на другой Крым. Ничего подобного сейчас на полуострове днем с огнем не сыщешь.
Путин поручил, Аксенов выполнил, Медведев пообещал. Наказать, найти, ликвидировать. Пропагандистские штампы, скучный пересказ московских изданий. Нищенское положение крымчан вспомнили только в контексте очередной неосуществимой «обещалки» Путина. Полным ходом идут выборы в Думу, но из обзора крымских СМИ такой вывод можно сделать лишь по усиленной частоте мелькания светлых ликов «республиканской власти». Даже джинсу, если она не от «Единой России», мало кто рискует ставить. Открываем последний номер «Крымской правды» – о выборах напоминают разве что «10 фактов о «Единой России».
Открытие памятника Екатерине вместо экономики, иск против Украины за «разграбление» вместо расследований коррупции власти, пустословие Руслана Бальбека вместо трагедии Ильми Умерова. Даже формально критический сюжет о вреде питья алкогольных суррогатов начинается с упоминания мнения по этому поводу «главы республики» и переведения стрелок с его личной ответственности на нерадивых торгашей.
«У нас тоже можно критиковать власть», – как-то признался знакомый крымский журналист. «Украинскую, американскую», – потупив взгляд, тихо добавил он. Вот здесь за словом в карман крымский агитпром не лезет. «Хунта и ополчение» ушли на второй план, однако плохо прикрытая попытка обвинить Киев во всех провалах Крыма никуда не делась. В этом контексте история про «диверсантов» пошла на ура. Да и посмаковать украинские околополитические перипетии в Крыму не ленятся. Действительно, о чем еще писать? Заявления неожиданно ставшей гласом украинского народа Савченко и даже новый имидж Тимошенко крымчанам заменяют достойные зарплаты и качественную медицину.
Конечно, всю скудость и скуку можно объяснить давлением на СМИ со стороны Кремля. Отчасти это действительно так, ведь даже именитые московские медиахолдинги вынуждены были замолчать под натиском всесильных силовиков. Но беда в том, что закрывать и давить в Крыму по сути некого. Оставшиеся крымские медиа – это хор согласных, а не несчастные жертвы обстоятельств. Авторы разоблачений и актуальной аналитики уже давно живут в Киеве, Львове и Днепре, либо же тихо ушли из профессии. Оставшиеся осознанно, а часто и с радостью, принимают установившиеся порядки и добровольно отказываются от профессии ради ремесла.
Такое положение вещей убивает перспективы развития личности в Крыму, убивает его экономику и деградирует политическую среду. Мировая практика множество раз доказала, что страна может долго существовать без демократии и свободы слова, но бедно и крайне некачественно.
Но на безрыбье рак тоже рыба. Медиа-эмигранты и социальные сети и заполняют образовавшийся информационный вакуум и лишь они сохраняют надежду на появление другой журналистики и другого Крыма в будущем. Журналистика в эмиграции, в отрыве от земли, конечно, не может полностью заполнить информационное пространство, даже с учетом возможностей Интернета. Но она на это и не претендует, ведь сейчас главная задача – это банально не дать забыть о крымских проблемах. Не только Брюсселю и Вашингтону, не только Киеву и переселенцам, но, прежде всего, тем, кто остался по ту сторону Перекопа. Без их желания думать, менять и меняться, наш солнечный край имеет очень туманные перспективы.
Коментарі — 0