Путин должен понять: Запад вынужден и готов идти на издержки
Объявленный США и Евросоюзом общий пакет новых санкций является мягким переходом от преимущественно персональных санкций двух первых этапов к третьему — этапу санкций против секторов российской экономики
Объявленный США и Евросоюзом общий пакет новых санкций является мягким переходом от преимущественно персональных санкций двух первых этапов к третьему — этапу санкций против секторов российской экономики. Важно отметить, что первые две волны санкционного давления не были нацелены на самом деле на нанесение существенного ущерба экономике России. Их цель — демонстрация серьезной озабоченности Запада действиями российского режима и размывание сплоченности правящей группы для предотвращения необходимости применения серьезных экономических санкций в отношении всей страны.
Мягким этот переход является потому, что применяемые ограничительные меры носят он не сплошной, а фрагментарный характер, хотя они и касаются очень важных отраслей российской экономики: банковского сектора, нефтяной промышленности, оборонно-промышленного комплекса.
При этом, подчеркнуто, что эти санкции могут быть отменены через три месяца, если исчезнет причина, по которой они были введены.
Тем не менее, несмотря на мягкость перехода, только что введенные санкции являются весьма чувствительными для власти и препятствуют реализации намеченных ею проектов.
1. Банковско-финансовый сектор: закрыт доступ для банков, контролируемых государством, на западные рынки капитала
Мера довольно чувствительная, если принять во внимание необходимость новых заимствований для рефинансирования долгов перед финансовыми институтами Европы и США. Речь идет о десятках миллиардов долларов, которые российские госбанки должны будут выплатить иностранным кредиторам в ближайший год. Российские власти заявляют, что эти средства будут найдены внутри страны. Внутри страны такие деньги есть либо у Центрального Банка, либо в федеральном бюджете (бюджетных фондах).Но бюджет трещит по швам, и Путин вынужден принимать решения об увеличении налогов в надежде смягчить проблему.
По данным Центрального банка общий объем международных резервов по состоянию на 1-е июля этого года составил 478,25 миллиардов долларов (на начало 2014 года — 510 миллиардов), а общий внешний долг России — 721 миллиард долларов, включая 206 миллиардов долларов внешней задолженности банков. Средства Фонда национального благосостояния уже размещены в активы таким образом, что их возвратность под большим сомнением или её просто нет (например, в виде депозитов в банках, которые были использованы для кредитования строительства олимпийских объектов, или для спасения некоторых дружественных частных банков, попавших на грань банкротства).
В любом случае, использование средств ЦБ и/или бюджета для оплаты внешних долгов попавших под санкции госбанков, разумеется, снизит золотовалютные резервы страны, что приведет к дополнительному давлению на курс рубля и росту инфляции, подорвет устойчивость бюджетной системы, создаст сложности в финансировании государственных социальных обязательств.
2. ВПК:
— закрыт экспорт продукции российского ВПК в страны Запада. Это означает утрату весьма важных для промышленности заказов на ближайшую перспективу, падение доходов, невыплату зарплат и сокращение рабочих мест в оборонке. Фактически это приведет к потере перспективного рынка для российского ВПК;
— наложен запрет на передачу в Россию чувствительных технологий, используемых российскими предприятиями ВПК.
Это приведет к ухудшению технических характеристик российских вооружений, они станут менее конкурентоспособными. Все рассуждения о возможностях и перспективах импортозамещения не выдерживают критики: новые сложные типы вооружений фактически невозможно производить без глубокой кооперации с ведущими в технологическом отношении странами Запада.
3. Нефтяная отрасль: запрет на поставки в Россию современного оборудования и технологий в области разведки и добычи нефти
Планы нефтяных компаний по наращиванию добычи практически полностью основаны на инвестиционном и производственно-технологическом сотрудничестве с лидерами мировой нефтяной индустрии, обладающими передовыми технологиями разведки и бурения. Наложенный запрет перекроет возможности освоения новых месторождений нефти в труднодоступных районах Севера и Арктики, включая арктический шельф. Более того, под санкции попали технологии и оборудование для повышения нефтеотдачи пластов, что приведет к невозможности поддержания существующего уровня добычи нефти на истощающихся зрелых месторождениях в Западной Сибири.
Возможности импортозамещения здесь практически отсутствуют, если не считать таковыми ныне применяемые советские методы обеспечения ликвидации технологической отсталости, которые уже давно себя дискредитировали.
Введенные ограничения с неизбежностью приведут к устойчивому технологическому отставанию отрасли и, как следствие, к падению уровня добычи нефти уже в ближайшие два года.
Если Путин и его команда будут и далее упорствовать в своих заблуждениях, то Запад будет вынужден использовать свои возможности по наращиванию ущерба. Это касается как увеличения масштабов запретов по уже затронутым санкциями отраслям, так и введения санкций в других секторах экономики. Речь также идет и об усилении персональных санкций, потенциал которых очевидным образом не исчерпан (расширение списка лиц и включение в него их родственников).
Попытки убедить самих себя и общество в том, что можно будет выживать и развиваться в режиме изоляции, что мы успешно заместим импорт и внешнее финансирование — не более чем самообман. Рецепты «чучхе» («опора на собственные силы») давно доказали свою абсурдность.
Путин должен понять, что Запад вынужден и готов идти на издержки, что раскола там не будет. Поэтому безрассудное упорство приведет неизбежно к самым катастрофическим последствиям для страны и всех граждан.
Коментарі — 0