Чуден «Днепр-1» при тихой погоде
Украинские власти объявили войну «карманным армиям олигархов». Вызов принят
21 марта в Волновахе Донецкой области — город находится на территории, подконтрольной Украине, — неизвестные расстреляли сотрудника СБУ Виктора Мандзика. Он умер от ран в карете «скорой».
В тот же день некоторые СМИ распространили информацию о том, что «неизвестные» хорошо известны как бойцы полка патрульной службы милиции особого назначения «Днепр-1». Этот добровольческий батальон был создан «на основе гражданских формирований» минувшей весной, в пору Майдана. Перед отправкой в зону АТО он получил соответствующий статус в структуре МВД Украины. Становление «Днепра-1» связывают с именем олигарха, до недавнего времени — главы госадминистрации Днепропетровской области Игоря Коломойского.
Как утверждают источники, добровольцы контролировали трафик контрабанды в «ДНР». Попросту — помогали перегнать туда три грузовика со спиртным. Офицер спецслужбы попробовал противодействовать этому… и погиб.
Столь дерзкое преступление, да еще в местах, освобожденных от сепаратистов, выглядело как вызов власти.
«…Дело нашей чести — найти и покарать убийц. По моему приказу все силовые структуры Украины начали широкомасштабную операцию», — президент Порошенко не сдерживал эмоций. И допустил в речи оговорку, да такую знаковую, что многие приняли ее за сознательный речевой прием: «Циничные бандеры, бандиты в военной форме, с оружием в руках грабили украинцев, тайно убивали их, и Виктор Мандзик не побоялся стать у них на пути».
Буквально через сутки следствию удалось выйти на след подозреваемого. Андрей Денисенко, что примечательно, народный депутат от Блока Петра Порошенко, признал: стрелял в сотрудника СБУ некий Денис Гордеев, числившийся его помощником на общественных началах. Гордеев воевал в добровольческом украинском корпусе «Правый сектор» (деятельность организации в России запрещена Верховным судом. — Ред.), в «Днепре-1», имел отношение к «Сечи» — то ли охранной, то ли правозащитной общественной организации, которую некогда создал сам Андрей Денисенко.
Депутат, выходец из Днепропетровска, дал брифинг в помещении облгосадминистрации. Он настаивал: именно Гордеев в той драматической ситуации не нарушал, а защищал закон, поскольку встал на пути контрабандистов. Но водители грузовиков мигом куда-то позвонили, и выручать товар приехали представители прокуратуры и СБУ. Сотрудник спецслужбы, продолжал Денисенко, уже взял на изготовку табельное оружие, автомат, и Гордееву просто пришлось действовать на опережение…
«Объявлена война не только руководству Днепропетровской области, но и активистам Майдана, записавшимся в батальоны, идет их дискредитация со стороны власти», — сделал вывод парламентарий. «Уже арестованы 26 бойцов «Сечи», «Правого сектора» и других подразделений, добровольческое движение хотят подчинить либо уничтожить!»
Спустя несколько дней Гордеева задержали при попытке бегства за пределы страны. Глава СБУ Валентин Наливайченко заявил: преступная группировка (отныне так именуют «Днепр-1») получала поддержку и финансирование со стороны ближайших соратников Коломойского, в том числе его заместителей, Геннадия Корбана и Святослава Олейника.
Но волна лишь набирала высоту…
22 марта в Киеве снова вспыхнул скандал, связанный со сменой сфер влияния в госкомпании «Укрнафта». Усилить позиции акционера (Игорь Коломойский контролирует 42 процента акций) прибыли вооруженные люди в камуфляже. Подступы к зданию в центре столицы заблокировал бронированный КрАЗ без номеров. По словам Сергея Лещенко, экс-журналиста «Украинской правды», ныне также народного депутата от Блока Петра Порошенко, возле офиса держал оборону все тот же «Днепр-1». А глава СБУ Валентин Наливайченко располагал информацией, что объект находится под контролем военизированных структур «Сич» и «Крок», созданных в Днепропетровске. Наливайченко был полон решимости в любом случае исполнить распоряжение президента — разоружить «частные армии».
В унисон коллеге говорил министр внутренних дел Аваков. «На улицах городов не будут бродить личные охранные группы бизнесменов и политиков — с огнестрельным оружием. Это касается всех и квазипатриотов, и реальных патриотов, и крупных бизнесменов, и олигархов. И персонально — Коломойского, Пинчука, Ахметова, Еремеева, Суркиса, Григоришина и других…» — предупредил министр. И дал срок тем, кто окружал «Укрнафту», — сутки. Что произойдет в случае неповиновения, каждый мог додумать самостоятельно.
Точку в нотах поставил Петр Порошенко, до которого тоже давно доходили слухи: «неуправляемые» из зоны АТО вот-вот развернутся и пойдут выяснять отношения с Киевом. Особенно упорными слухи становились после военных неудач вроде «котлов». У добровольцев возникало много претензий к минобороны и генеральному штабу, не говоря уже о критике, звучащей в адрес косности армейский системы вообще. В то же время и военные, и — в особенности! — гражданское население жаловались на «махновщину», которая сопровождала иные батальоны в ногу с боевой славой. А иногда дурная слава бежала впереди…
Еще полгода назад президент не решился бы столь резко объявлять ультиматум добровольцам. Звучало лишь: «Спасибо, что защищаете родину!» Но теперь, имея опыт, приобретенный ценой потерь, и в дни перемирия под покровом многократно прострелянных минометами и «Градами» Минских соглашений, он пытался соединить людей с оружием в единое управляемое целое. Оставить же все, как есть, означало капитуляцию главнокомандующего перед превосходящими силами отцов-комбатов, а также отдельных политиков или бизнесменов.
«Территориальная оборона будет подчиняться четкой вертикали военной, и не будет ни у одного губернатора своих карманных ВСУ», — цитировал Порошенко «Интерфакс-Украина».
Напомню еще раз: «Днепр-1» был изначально встроен в милицейскую вертикаль, что не мешало ему широко «разливаться». Зато корпус «Правый сектор» до сих пор сохраняет полную автономию. Бойцы корпуса, исполнявшие приказы исключительно Дмитра Яроша (объявленного Россией в розыск. — Ред.), по мнению ряда военных специалистов, действовали эффективно, появляясь на тех участках, где сепаратисты их меньше всего ждали.
Сейчас Ярош восстанавливается после ранения в одной из больниц Днепропетровска. Внимательно следит за происходящим с добровольческими батальонами и вокруг них, иногда общается с прессой. Ход его мыслей отражал заголовок одного из интервью — «Плохо, когда стаю львов возглавляют бараны».
Подобные ассоциации из «мира животных» взаимопонимание с военно-политическим руководством страны не улучшали.
Потому «Правый сектор», задействованный в обороне Мариуполя, официально попросили покинуть так называемый «сектор М», а именно — поселок Широкино. Там длится ожесточенное боестолкновение, есть жертвы среди гражданского населения, наблюдатели ОБСЕ предупреждают о нарушении перемирия обеими сторонами. Ответ был дан однозначный: нет, не покинем.
Вскоре пресс-секретарь добровольческого корпуса Артем Скоропадский конкретизировал требования, которые — в свою очередь — «правосеки» выдвинули президенту. «Мы согласны на «легализацию», только с условием — ДУК (Добровольческий украинский корпус) остается целостной структурой и только под командованием нашего лидера… Мы и дальше намерены сотрудничать с СБУ и министерством обороны. Но если над нами поставят какого-нибудь генерала, мы не будем ему подчиняться», — приводят слова Скоропадского украинские СМИ. «Мы ни в коем случае не допустим расформирования батальона и не пойдем записываться в ВСУ через райвоенкоматы, тем более — в Нацгвардию».
Сам Ярош не отрицает, что может принять предложение стать советником начальника генштаба. Таким образом, острота конфликта будет сглажена хотя бы внешне — появится видимость подчинения. Результат переговоров пока отсутствует.
В истории украинского добровольческого движения уже есть и бесславные потери (в октябре прошлого года за мародерство расформировали батальон Нацгвардии «Шахтер»), и попытки отстоять свою запятнанную честь. Нынешней зимой бойцы «Айдара», единственного подобного рода воинского формирования в составе ВСУ, перекрывали движение на Крещатике и даже брали в осаду здание минобороны. Протестовали против расформирования, хотя претензий к ним накопилось достаточно. В чем только «Айдар» ни обвиняли! В грабежах, разбое, пытках, угрозах убийством, в превращении в «вооруженную лавочку» комбата Сергея Мельничука, получившего депутатский мандат…
Губернатор Луганской области Геннадий Москаль недавно снова жаловался на «художества» бойцов «Айдара», которых задержала милиция: дуреют, мол, на почве перемирия. Но батальон по-прежнему в общем строю.
Коментарі — 0