Путин и Ким Чен Ын – сближение идеологий
На прошлой неделе Ким Чен Ын наконец-то принял приглашение Владимира Путина посетить Москву и поучаствовать в праздновании 70-летия Дня победы.
На прошлой неделе Ким Чен Ын наконец-то принял приглашение Владимира Путина посетить Москву и поучаствовать в праздновании 70-летия Дня победы. Об этом радостно сообщили северокорейские СМИ, а вслед за ними и российские. В последние дни в связи с этим событием приходили и другие сообщения – несколько западных лидеров заявили об отказе праздновать с Путиным. Не приедет Барак Обама, президенты Литвы и Эстонии. Поскольку до 9 мая еще пять месяцев, список отказников будет пополняться. Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что возможностью постоять рядом с Путиным проигнорируют президенты Украины, Грузии и Молдовы. Но радость от прибытия северокорейского лидера уже не скрывают в Москве. Как в поговорке – «на безрыбье и рак – рыба».
Еще полгода назад 31-летний (точная дата рождения неизвестна, называются 1982,1983 и 1984 годы) диктатор Северной Кореи прислал Владимиру Путину поздравление по случаю государственного праздника Дня России, в котором выразил надежду на дальнейшее сотрудничество и укрепление связей между странами, имеющими дружественные отношения и в прошлом. «Российский народ многого достиг также в укреплении национальной обороноспособности», – отметил северокорейский Ким Чен Ын. Второе письмо было передано 18 ноября.
Послание Ким Чен Ына, как сообщила российская газета «Коммерсант», Путину передал спецпредставитель КНДР Цой Рен Хэ во время личной встречи. Пресс-служба Кремля не сообщила никаких подробностей беседы. Как отмечает издание, догадки по поводу письма Путину строятся самые разные. Так, согласно одной из них, Ким Чен Ын пытается заручиться поддержкой России в личной проблеме – не допустить рассмотрения в Международном уголовном трибунале ООН в Гааге вопроса об ответственности северокорейского лидера за нарушения прав человека в КНДР.
Так же предполагается, что причина послания обусловлена тем, что Ким Чен Ын – невыездной, его никто не признает, даже соседний Китай, а поездка в Россию может стать своеобразным признанием. Стремление Ким Чен Ына поддерживать дружеские отношения с Россией вполне понятны – в мае 2014 года Владимир Путин списал Северной Корее почти весь долг в 11 млрд долларов, урегулировав задолженность республики по кредитам, предоставленным СССР. 5 июня прошлого года министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявил, что КНДР и Россия станут производить взаиморасчеты в рублях.
Ким Чен Ын, получивший власть после смерти 17 декабря 2011 года своего отца Ким Чер Ина, традиционно стал диктатором, получив все сопутствующие титулы и должности – Высший руководитель, лидер партии, армии и народа КНДР, Верховный Главнокомандующий Корейской народной армии, Первый секретарь Центрального комитета Трудовой партии Кореи, маршал КНДР, депутат Верховного народного собрания КНДР. А также всех эпитетов, которыми награждают с 1948 года диктаторов Северной Кореи – «Великий руководитель», «Гений руководства», «Новая звезда», «Блистательный товарищ», «Гений среди гениев». Несмотря на западное образование (в 1998-2000 года учился в международной школе в Берне, Швейцария), он продолжает традиции отца и деда, удерживая страну в жесточайшей изоляции от всего остального мира.
Для Путина, столкнувшегося с пока более мягкой изоляцией западного мира от России, начинается новый этап поиска геополитического места. Часть дружественных восточных диктаторов пали еще четыре года назад во время «арабской весны» – волны революций в Египте Тунисе и Йемене, потеря близких друзей в Ливии и Ираке подталкивают Путина искать новых сторонников, близких не только идеологически, но и имеющих диктаторские наклонности. После недавней потери влияния на Кубу, выбор у Путина сократился буквально до нескольких стран – Венесуэла, Никарагуа, Зимбабве, Сирия, КНДР, а также автократические режимы на постсоветском пространстве, которых собирают в Евразийский союз.
Северная Корея долго выжидала, не понимая, почему ее игнорировали Горбачев и Ельцин. И наконец дождались Путина. В июле 2000 года Путин посетил Пхеньян, в августе 2001 года в бронированном вагоне, из-за боязни летать в самолетах, проехал по России Ким Чен Ир. На Западе начали гадать, чем обусловлены активные контакты, надеясь, что Москва сможет быть координатором между Вашингтоном и Пхеньяном. Может быть, Путин чем-то и поделился с США, но после «украинского капкана» ситуация кардинально изменилась и Кремль начал играть собственную игру. История повторяется – в 1949 году тов. Сталин приветствовал приехавшего в Москву основателя Северной Кореи Ким Ир Сена (деда Ким Чен Ына).
«Товарищ Ким Ир Сен, – говорил Сталин, – настоящий приверженец пролетарского интернационализма, показавший яркий пример в коммунистическом движении, который ценой крови, с оружием в руках защитил Советский Союз от империалистической агрессии на Востоке. Своим социалистическим строительством в нынешней мирной обстановке Советский Союз обязан борьбе настоящих коммунистов, таких, как товарищ Ким Ир Сен».
У Путина сейчас ситуация, примерно, такая же как у Сталина. Обрадовавшись «перезагрузке», Путин так и не отказался от диктаторских приемов во власти, полагая, что с Западом дружить выгодно, но внутри страны он будет себя вести как авторитарный руководитель, уничтожая независимые СМИ, оппозиционные партии, подавляя бизнес и создавая из себя образ «крутого мачо». Все 14 лет он медленно, но верно шел по пути Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына. Идеологически они почти братья. Они одинаково боятся Запад, ненавидят демократию и единственный способ сохранить власть – самоизоляция.
Еще одна общая деталь – идеология. В мире есть несколько примеров создания собственной идеологии, которая бы оправдывала авторитаризм. Так была создана ливийская Джамахирия с «Зеленой книгой» Муаммара Каддафи, перу Туркменбаши принадлежала книга «Рухнама», еще в 1955 году основатель КНДР впервые произнес слово «чучхе» – свод правил по которым должны жить корейцы в «самом счастливом государстве мира». Не сомневаюсь, что Путин знаком с основными положениями «чучхе», которые странным образом повторяются в идеологии «русского мира».
По Конституции 1972 года, КНДР – суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе», что означает, что все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций опоры на собственные силы. Ее основные положения выглядят так: Субъектом общественного движения выступают народные массы; Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима; В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения (вспомните рекламу – «Газпром – народное достояние»); Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран (например, Крым и Восточная Украина); Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость».
Но главная установка «чучхе», позволяющая существовать КНДР 57 лет, это беззаветная преданность вождям: «Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю». Также «чучхе» проповедует идеи вождизма, милитаризма и потребительского отношения к природе. «Русский мир» в представлении Путина – почти идеология «чучхе», основанный на вождизме, преданности идее и защите с оружием в руках. Если вспомнить высказывания идеологов «русского мира», то, в отличие от «чучхе», на самом деле «русский мир» может простираться намного дальше границ России – туда куда кинет свой взор Путин. Но выходя за границы нынешней России, «русский мир» все равно должен любить вождя, слушаться и потакать его идеям. Иначе это будет не «русский мир», а ненавистная демократия.
Во всем остальном нынешняя Россия очень похожа. Путин постепенно сближает с КНДР не только идеологию, но и жизнь, когда начальники в Кремле самостоятельно решают – что кушать россиянам, а чего нельзя, куда ездить, а куда – категорически запрещено. Одни депутаты хотят запретить хождение иностранной валюты, другие – запретить интернет. За редким исключением российская пресса уже почти северокорейская.
Осталось только изготовить 140 миллионов значков с профилем Путина и массово выучить сочиненную в Пхеньяне в 2000 году песню: «Вот тебе моя рука – дружба наша на века. Будем вместе мы – будет счастлив мир. Ким Чен Ир – Путин, Путин – Ким Чен Ир». Петь следует бодро, с выражением и слезами умиления на глазах.
Коментарі — 0