Саша Боровик: Украине разумно ввести двойное гражданство с Израилем, ЕС и Северной Америкой
Если бы я раньше знал, что президент будет терпеть сепаратиста и мафиози во главе Одессы, я бы просто сюда не ехал
Родившийся во Львове и некоторое время проживавший в Одессе юрист Саша Боровик в свое время уехал работать за границу и вернулся в Украину после второго Майдана. Владелец немецкого паспорта собирался работать заместителем тогдашнего министра экономики Айвараса Абромавичуса, но так и не приступил к работе из-за конфликта с премьером Арсением Яценюком. Тогда Боровик стал звездой – его позиционировали как прогрессивного кадра, которого выплюнула старая система. Фактически он стал первым из волны экспатов, который открыто раскритиковал «постмайданные» власти. В дальнейшем Боровик нашел пристанище в команде эпатажного губернатора Одесской области Михаэла Саакашвили.
Нынешняя отставка Боровика с поста и.о. замглавы Одесской обладминистрации такого ажиотажа, как предыдущая, уже не вызвала. Во-первых, одесская команда Саакашвили, и его зам, в частности, несмотря на все заявления, так и не убедили в своей полезности, во-вторых, сам Боровик уволился из-за вступления в силу нового закона «О государственной службе», который запрещает иметь госслужащим двойное гражданство. А Боровик отказываться от своего немецкого не собирается.
Вы заявили, что покидаете свой пост, потому что не хотите отказываться от немецкого гражданства. А отказываться не хотите, поскольку не видите реального движения нашей страны в Европу. Если вспомнить еще и вашу скандальную историю в Кабмине, то чем дольше вы в Украине, тем больше разочаровываетесь?
Действительно, у меня есть определенное разочарование, но мне кажется, что когда я уходил из Кабмина, оно все же было сильней. Тогда для меня это был шок, к которому я не был готов, у меня не было друзей. В Одессе же я разочаровывался градуально, но никогда – в команде, о которой я и тогда был высокого мнения, и сейчас. И я по-прежнему остаюсь ее частью. Я разочаровался в том, что мы «заговорили» реформы, и нет ощущения, что горим желанием стать европейским государством. Несколько недель назад у меня была встреча с представителями европейского сообщества из Брюсселя. Я им сказал тогда о часто посещающих меня мыслях уехать и поинтересовался, могу ли я продолжать работать для Украины от какой-либо европейской организации. Мне же ответили, что в Украине ничего не происходит, и европейцы разочарованы. К тому же, в Украине я – часть политического процесса, могу выходить в эфир, чего-то требовать, говорить, что меня не устраивает премьер, а европейские организации этого делать не могут, потому что не могут писать рецепты для суверенного государства, а могут только советовать. Но практически все эти советы игнорируются.
Тут вот еще какой момент. Когда я уходил из Кабмина, это можно было интерпретировать как персональный конфликт: был нарциссичный Яценюк, который как-то не сошелся с Боровиком (кто-то рассказывал, что ему не нравилось, что я лучше него говорю по-английски). Но в Одессе совсем другая история – там однозначно у руля стоит преступный синдикат, захвативший экономическую и политическую власть. И вот ты смотришь на то, как президент и его команда долгое время работали вместе с этим синдикатом, прикрывали его, а синдикат в свою очередь прикрывал президента. На 2 мая мы ввели больше тысячи военных в город, чтобы удержать порядок, но фундаментально порядка там нет – каждый день та же история, просто она не обостряется. И я себе задал вопрос, хочу ли я жить в таком государстве. Я точно не хотел бы жить в государстве Януковича или Кучмы, но и сейчас разница достаточно небольшая – она больше на уровне риторики и прокламаций, но непосредственно субстантивно здесь ничего не происходит. Мы не сажаем в тюрьму коррупционеров, которые воровали все эти годы, не отстраняем их от власти, не делаем либерализацию. Здесь нет уважения к личности – когда меня швырнули на землю в зале горсовета, ни МВД, ни политическая элита не отреагировали. А сегодня мне пришло уведомление от комиссии по этике горсовета, которая цинично сказала, что не усматривает в этом какого-то нарушения и только если полиция признает это криминалом, тогда они рассмотрят эту ситуацию еще раз.
Вы же в суд собирались подавать.
Подаю, там нужно вычислить, какое возмещение ущерба мне просить. Да и не сильно я верю в эти суды. Что же касается закона, запрещающего двойное гражданство, то правительство ФРГ перед Рождеством нашло исключение, на основании которого мне могут разрешить двойное гражданство. Они же думали как государственные люди, что в интересах ФРГ, чтобы в Украине было сильное государство, в котором бы работали образованные люди. В Украине на такое никто идти не собирался. Есть и фундаментальный вопрос: Украина на протяжении 25 лет страдала от четырехкратного оттока мозгов – большие волны эмигрантов уезжали в Израиль, Европу, Северную Америку и Россию. Мне кажется, нам как государству было бы достаточно разумно ввести двойное гражданство с Израилем, европейским сообществом и Северной Америкой. Это было бы в интересах Украины: такие люди голосовали бы прогрессивно, могли бы приехать и работать для государства. А с нынешним законом о гражданстве они не могут этого сделать.
Тем не менее, вы здесь проработали. И вашу команду упрекали в том, что Саакашвили много говорил о борьбе с коррупцией, ездил по стране, но при этом не может похвастать большими успехами собственно в своей области. Вы сами говорили при назначении, что в ваших планах получить $3 млрд инвестиций в одесский регион в течение года. И что?
Это не получится до тех пор, пока такой высокий уровень коррупции в регионе и стране в общем. Второе – нужна простота ведения бизнеса. Третье – нужна простота уплаты налогов. И когда ты просто не можешь найти кусок земли, которая вся отдается «друзьям», ни один инвестор не придет. Уверен, что у одесского региона есть потенциал получать $1 млрд на каждый миллион населения. В Одесской области – 2,5 миллиона населения и получить $3 млрд вполне реально. Есть море, транзитные пути, сельское хозяйство, IT – все достаточно перспективно, но этого не будет происходить, пока у нас такая порочная система.
Вы жалуетесь, что этот год работали практически бесплатно. Можете оценить, сколько вы вообще потеряли в деньгах, пребывая в Украине?
В Германии мне нужно платить обязательную для всех страховку плюс у меня есть квартира в Мюнхене, которую я по-прежнему оплачиваю. Всего получается 2500 евро, которые я практически сжигал ежемесячно. А заработал я за весь прошлый год 10 тысяч 650 гривен. Предыдущая моя работа в Лондоне приносила практически полмиллиона долларов в год со всеми бонусами и акциями. Сейчас у меня есть предложение, по которому я получал бы чуть меньше $300 в час, от компании, которая находится в Нью-Йорке, но работать я мог бы в Париже и Мюнхене.
Так вы, наконец, собираетесь соглашаться на работу, которая приносит деньги, или будете доводить свою борьбу с Трухановым до конца, как грозились? Или будете как-то это совмещать?
Действительно оставаться без заработка год с половиной и уходить в минус – это плохо. Но мне кажется, Труханова реально задавить в следующие три месяца. Высокие люди в СБУ мне рассказывали, что у них на Труханова есть все, и если бы хотели его снять, то это можно было бы сделать в любой момент. Для этого нужна только политическая воля президента. Если бы я раньше знал, что президент будет терпеть сепаратиста и мафиози во власти, я бы просто сюда не ехал.
-- «Миша, когда есть предвкушение бури, как политик очень возбуждается»
И как вы будете «давить» Труханова? Просто палаточным городком перед мэрией?
В политике есть несколько методов. Мне кажется, в обществе уже складывается настроение, что Труханов просто тянет президента вниз. И даже наш с вами разговор – это метод политического давления на президента и СБУ: ребята, почему вы не делаете свою работу, ведь политически это вам идет в минус? Палаточный городок, давление на прокуратуру на сессиях горсовета – это другие методы.
Так, а что вы хотите от президента? Он же не может уволить Труханова.
Не может, но СБУ говорит, что у них есть все, чтобы убрать Труханова из политической жизни, а не хватает только президентской отмашки. Надо понимать, что мэр и его клика создали определенный миф, что они контролируют стабильность в регионе. В этом что-то есть, потому что Труханов контролирует боевиков, охранные службы. Когда на прошлой неделе ночью избили спящих людей в палаточном городке, то этим занимался «Автомайдан.Одесса» – люди, которые были когда-то на «майдановских» позициях, но теперь работают на тех, кто больше заплатит. Если президент захочет и СБУ покажет связь, что мэрия была явно вовлечена в то избиение, потому что открывала шлагбаум, ей принадлежит автобус, на котором подъехали боевики и так далее, можно будет возбудить определенные криминальные дела.
Вы не видите определенного разочарования и желания махнуть рукой у того же Саакашвили? Он то грозится уйти в отставку, потом после очередного разговора с президентом никуда не уходит, но, как и вы, жалуется, что система ему мешает.
В нашей команде я, наверно, больше всех склонен к скепсису, чисто потому, что у меня небольшой опыт в разочарованиях. У меня как-то так складывалась жизнь, что люди всегда выполняли то, что обещали. Грузинская команда говорит мне, что я абсолютно напрасно так скептично смотрю на многие процессы, и на самом деле все идет очень хорошо. Саакашвили – достаточно опытный политик, чтобы во всем этом разобраться, у него были падения и взлеты. У него хорошее настроение, но Миша, когда есть предвкушение бури, как политик очень возбуждается. Я же пришел из мира корпораций, где наоборот хочется, чтобы было какое-то согласие, прогресс и можно было зарабатывать деньги. Политическая борьба кажется мне обременяющей и пустой, потому что тяжело показать какие-то результаты. То, что с Трухановым, как я говорил, можно разобраться в течение трех месяцев – это уже достаточно неплохой результат той борьбы, что мы вели. Но с точки зрения бизнеса мы не сделали людей и общество богаче, и я не вижу особых причин радоваться.
-- «Изначально мы все переоценили свои возможности»
В марте СМИ растиражировали ваши слова о создании «европейской партийной организации» и подготовке политической программы, но потом вы сказали, что ваши высказывания были неправильно интерпретированы. Но о том же самом недавно заявил Давид Сакварелидзе, люди, которые кучкуются вокруг Саакашвили, также ждут дальнейшего оформления в партийный проект, социологи включают его в свои рейтинги. Понятно, что создание партии – лишь вопрос времени. Что может получиться в итоге, на основе чего?
Настоящая невождистская партия с внутренним движением строится два года, если это не блок, который создается под выборы. Журналисты ждут, что вот-вот будет объявлено о создании такой партии, но они пропускают, что ее строительство уже идет – и это не Саакашвили, Сакварелидзе и Боровик. Например, недавно начали разговаривать «Сила людей» с «Демальянсом», сравниваются позиции и противоречия. Также разговаривают с «Самопомощью». «Рух за очищення» и его «Антикоррупционные форумы» – это все и есть партийное строительство. Не будет так, что кто-то в среду выйдет и скажет – в четверг все собираемся под этим знаменем. Сначала нужно найти, с кем ты можешь разговаривать, а с кем нет, кто удовлетворен ситуацией, а кто нет. Этот процесс уже идет.
А почему Антикоррупционные форумы заглохли в последнее время?
Если честно, то изначально мы все переоценили свои возможности. Проехав по всей стране, мы обнаружили, что Украина больше, чем она выглядит на карте, а дороги гораздо хуже, чем мы думали. Приезжаешь страшно разбитый.
Но можно же самолетами летать.
Это если есть деньги, а, как правило, денег немного, поэтому приходится ездить автобусами. Дорога же от Кривого Рога до Херсона – честно говоря, картофельное поле чистой воды. Если несколько таких путешествий сделаешь между Закарпатьем и Днепропетровском, да еще и на нервах, устаешь. Плюс эти форумы выполнили свою функцию в том смысле, что мы друг друга хорошо узнали – я раньше не знал Мустафу Найема или Василя Гацько, а теперь увидел, кто эти люди, как с ними работать. Они тоже нас увидели. Также мы хотели посмотреть, поддерживают ли нас люди. Теперь можно делать следующие шаги, а оттого, проведем ли мы форум в Николаеве или нет, мало что поменяется.
С Абромавичусом, который позвал вас в Украину, вы после той истории общаетесь?
Не общаюсь, и вообще Минэкономики явно держит на меня зуб. Несколько раз я ездил на встречи, куда приглашали одесскую команду, но как только они узнавали, что я – часть команды, говорили, что ни в коем случае меня там не должно быть. Кто-то начал создавать съезд экспортеров в Одесской области, начал работать с Максом Нефедовым (заместитель министра экономики – «Главком»), но он выставил одно условие – не работать с Боровиком. Я не знаю, из-за чего, мне этого никогда не объясняли, но там явно есть какое-то напряжение.
Коментарі — 0