Александр Попов: «Может, Кабмин и хотел бы «завалить» Киев деньгами, но существуют правила…»

Александр Попов: «Может, Кабмин и хотел бы «завалить» Киев деньгами, но существуют правила…»

Отношение «региональной» центральной власти к Киеву всегда было откровенно пренебрежительным.

Столицу «бело-голубые» недолюбливают и побаиваются.

2004-й; предпринимательский Майдан; пощечина на выборах 2012-го - когда ПР продула 14 из 14 столичных округов - не забыты. При этом требуют они от города, «выжимают»- по первое число, искренне полагая: насильно мил тоже будешь. Киевляне отвечают «взаимностью».

В эпицентре этого противостояния - с лета 2010-го - Александр Попов. Никем не избранный, зато - назначенный лично Януковичем – он руководит столицей. Его самого такой статус-кво тоже тяготит, поэтому ратует за скорейшие выборы. Состояться которые должны были, по хорошему, еще два года тому; но, волею ПР, все откладываются и откладываются. Считается: опасаясь сильных противников от оппозиции, «регионалы» все выжидают, когда рейтинг Александра Павловича достаточно вырастет.

«Признаться, я ждал выборов в прошлом году. Случились бы они после Евро - я бы их выиграл», - говорит Попов, еще пять минут тому убеждавший: «местная» повестка дня для киевского избирателя куда важнее «общенациональной».

В 2013-м, по его прогнозам, выборы должны произойти июне-мае. И он, конечно, уверен в успехе.

Хотя, на самом деле, единственный его шанс на победу - одновременное участие в кампании двух мощных претендентов от оппозиции. Кличко и Порошенко, например. Не потому, что они лучше - уж больно горожане не любят власть. После катастрофической зимы – еще пуще прежнего.

При Черновецком «приметой киевского времени» стало отчуждение за копейки драгоценной земли. При Попове городу ее вернули, «взамен», однако, начались весьма любопытные приватизационные процессы (о чем LB.ua подробно расскажет в ближайшее время). Новой «приметой времени» стали скандалы вокруг исторического наследия - борьба за Пейзажную аллею, Гостиный двор, Андреевский спуск и т.д. Кстати, после конфликта, разгоревшегося вокруг «киевского Монмартра», довольно высокий до того, рейтинг Александра Попова резко обвалился.

С другой стороны: ну, а что Александру Павловичу сейчас еще говорить? Не может же он, в самом деле, в интервью рассказать, как пытался вернуться в КМУ на должность главы МинЖКХ; какую истинную роль в «делах столичных» играет глава ГУД Андрей Кравец; какие «финты» - за его спиной проворачивают его собственные замы, а он их даже уволить не может, ведь, не он назначал; как Банковая раздает «своим людям» районы в качестве «сатисфакций» за пролет на выборах (отвечает за районы, при этом, Попов). Будучи человеком интеллигентным и внутренне порядочным, Александр Павлович превратился в заложника этих своих добрых качеств. Хотя, вполне очевидно, выбор сделал осознанно.

-- О конфликте с Кабмином: принципы формирования бюджета не были соблюдены, поэтому так все и получилось

Один из изначальных информповодов нашего интервью – декабрьское ваше - сразу, после принятия бюджета страны на 2013-й год - довольно резкое заявление: с таким, де, некачественным бюджетом, город Киев не то, что развиваться - выживать не сможет. Подобное себе позволил лишь ваш днепропетровский коллега, Иван Куличенко. Остальные мэры смирно помалкивают. При том, что для большинства крупных городов страны этот бюджет, действительно, весьма проблематичен.

Может, кому-то бюджет 2013-го года понравился? (с полуулыбкой, - С.К.). Давайте я не стану говорить за коллег - у каждой территории свои особенности. Скажу относительно ситуации киевской.

Имеем 14 миллиардов выполнения бюджета 2012-го года и 12 миллиардов нам предложено к финансированию в 2013-м году. То есть, мы потратили в предыдущем году на два миллиарда больше, чем должны потратить в нынешнем. А за это время правительство приняло решение - абсолютно справедливое, кстати - об индексации заработных плат, о повышении определенных социальных стандартов, есть также инфляционные процессы... Очевидно, при таких обстоятельствах бюджет должен увеличиваться, так? Так. Но, этого не происходит. И хотя город всегда - справедливости ради, сказать - недоволен любым бюджетом, данная ситуация, все же, особенная. Молчать, не акцентировать внимание на этом я не мог.

Годами сложилась практика: перед тем, как выносить проект бюджета на голосование в ВР, правительство проводило тематические консультации. Часто результатом таких консультаций была корректировка тех или иных статей, еще на стадии законопроекта; альтернативный вариант - компромисс возможно, по результатам первого квартала.

В 2012-м году вышло так, что консультаций этих не было. Ситуация совершенно ненормальная, так быть не должно. В бюджетном кодексе выписаны принципы формирования главного финдокумента страны, в том числе: открытость, сбалансированность, прозрачность. Принципы соблюдены не были, - я считаю, именно поэтому - возник конфликт. Иного выхода, кроме как заявить об этом, отстоять интересы города, киевлян, у меня не было.

И, как, получилось отстоять-то? Я знаю, консультации с премьером и правительством вы таки проводили.

Получилось. Вы правы: консультации, переговоры, проводились и с премьер-министром, и с Министерством финансов. В результате мы получили не просто устные, но публичные заверения о том, что бюджет Киева будет пересмотрен после того, как будет пересмотрен бюджет страны. То есть, по результатам первого квартала.

{2}

Этого может и не случиться. Если Раду, например, распустят. Да, если и не распустят - тоже.

Да, мы понимаем: риски существуют. Так, например, в первом квартале может не быть перевыполнения бюджета. Беря во внимание этот риск, мы предприняли, со своей стороны, ряд действий для увеличения городского бюджета за счет мобилизации внутренних возможностей. Удалось увеличить доходы бюджета на миллиард семьсот миллионов. За счет этого в ближайшее время сможем обеспечить ту политику, которую гарантировало правительство и которую мы сами проводим в Киеве. Подразумеваю, прежде всего, социальные стандарты.

В ходе этих же консультаций - они, кстати, не завершены - мы не только о заработных платах говорим, но о средствах, необходимых для строительства того же метро, мостов, поддержания в надлежащем состоянии инфраструктуры, школ, детсадов и т.д.

Итак, мы нарабатываем проект компромиссных предложений, реализация которых позволит констатировать: в 2013-м город Киев будет развиваться темпами не менее интенсивными, чем в 2012-м.

С точки зрения внутрикорпоративной логики ПР, ваши бюджетные притязания - почти демарш. Как говорит в таких случаях Николай Янович, «хватит скиглити». Денег всем мало, а возмущаются только Попов и Куличенко. Я так и вижу, как вы приходите к Николаю Яновичу, а он вам говорит: ты, Александр Павлович, неправ, сейчас всем туго, нечего воду мутить - на светлый образ правительства в целом и ПР в частности тень наводить.

Вы в точности сейчас повторили его слова (смеется, - С.К.). Так и было. За исключением последнего - о политике и о ПР мы не говорили. Но, все остальное - слово в слово.

Разве ж это справедливо? Именно Азаров провел норму о том, что вы пятьдесят процентов своих доходов должны отдавать в общенациональную казну. После этого - еще попрекает за недовольство бюджетом.

Понимаете, Николай Янович действительно говорил то, что вы сейчас воспроизвели. Но, когда я ему показал цифры, когда подробно пояснил всю ситуацию - как вам сейчас - он согласился с необходимостью поиска какого-то компромисса. Еще раз повторяю: если бы накануне принятия бюджета удалось обменяться мнениями и нас выслушали еще тогда, наверняка, удалось бы избежать этой ошибки. Завершалась каденция шестой ВР, седьмой – еще не начиналась, правительство менялось, ну, и так, в спешке....

Вы сказали, консультации еще продолжаются. То есть, вопрос окончательно не решен?

Нет, вопрос не решен. Так, в прошлом году мы занимались бюджетом буквально каждую неделю. Я не преувеличиваю. И, на конец года, те 8 миллиардов, что у Киева забрали (под маркой пятидесятипроцентных отчислений в центр, - С.К) - мы получили обратно. И сумели распределить их между разными статьями наших расходов.

Важна ситуация с тарифами. Обычно в информационном поле мы этому вопросу мало внимания уделяем, поэтому скажу пару слов. Итак, в городе Киеве на сегодня действуют определенные тарифы, они искусственно занижены - не отвечают рыночным требованиям. Для того, чтобы компенсировать разницу, на протяжении года мы должны были бы собрать три миллиарда гривен с киевлян путем увеличения тарифов. Но ни мы, ни правительство идти этим путем не могли. Три миллиарда мы компенсировали столичным предприятиям, предоставляющим населению коммунальные услуги, за счет государственного бюджета.

Более того, в конце года мы закрыли все проблемные вопросы, связанные с задолженностью города. В том числе - по строительству дорог, метро и др.

Как обстоят дела с возвратом НДС? Насколько известно, у городских предприятий с этим огро-о-о-о-омные проблемы. Вам, логично, выгодно пролоббировать разрешение вопроса у того же Николая Яновича.

Со стороны предприятий, ко мне таких обращений не было. Вместе с тем, действительно знаю о некоторых предприятиях по стране в целом, особенно - экспортно ориентированных - для которых данная проблема весьма серьезна - задолженность исчисляется уже миллиардами.

-- «Если взять центральные улицы, магистрали - по ним можно ездить»

Вы называете конфликт вокруг бюджета ошибкой. Может, и так. Но, в целом, отношения центральной власти, ПР, Кабмина, Президента к Киеву довольно странное. Ожидается, в этом году состоятся таки мэрские выборы. Учитывая, что столица крайне важна - с электоральной точки зрения, а с ПР у нее отношения «исторически» не сложились - было бы логично предоставление вам, как будущему кандидату от власти, Кабмином некоей помощи: дополнительных дотаций, преференций и т.д. Отчего этого не происходит? Отчего такое наплевательское отношение?

Бюджетный кодекс регламентирует: регионы получают одинаковое количество бюджетных денег «из расчета» на одного жителя. Высчитывают по формуле. И ничего с этим не поделать - таков закон. И для жителя Сумщины, и для Киевщины, формируются одинаковые нормативные цифры

Да, у Киева есть своя специфика. К примеру, в Сумах нет Национальной оперы, зоопарка, такого количества ВУЗов, финансируемых муниципалитетом. Логично, тут необходимо считать бюджетные нормативы с соответствующими ситуации поправками. Когда же это - как в конце 2012-го - не происходит, возникают проблемы.

Однако, в целом, правительство и премьер поступают в рамках действующего законодательства. Может, они и хотели бы «завалить» кого-то деньгами, но существуют правила.

Было бы желание, возможность найдется. Вспомните парламентские и как Рада выделяла на мажоритарные округа Владимира Литвина, Владислава Лукьянова, Артема Пшонки, других важных граждан, дополнительные средства, ничуть того не стесняясь. Кабмин, в принципе, способен провернуть тоже самое.

Я уже объяснил. Взять, хотя бы, прошлый год и сравнить: сколько, где и каких дорог - по регионам страны - было построено, окажется - это несоизмеримо меньше того, что удалось осуществить в Киеве.

Киев был столицей Евро!

И мы этот темп собираемся поддерживать!

За счет чего? Где деньги взять!

Я не зря в начале сказал: развитие города в 2013-м не должно - по сравнению с 2012-м - замедлиться.

За счет чего?

Для того, чтобы так было, мы и работаем (хитро улыбается, - С.К.).

Вы, кстати, сами за рулем ездите?

Да.

Свой разбитый бампер к «Автодору» не приносили?

Нет. На выходных сам объездил за рулем почти все районы.

И какие впечатления? Славные дороги, верно? После бомбежки, вероятно, поровнее бывают.

Были места, конечно, нехорошие, но не так, чтобы слишком критично. Если же взять центральные улицы, магистрали - по ним можно ездить.

Да, вы что?! Давайте проедем с вами по Ярославому Валу, по мосту Метро, Патона, на десерт - по Московскому! А потом - сразу на ТО.

Да, у нас были на эту тему заседания профильной коллегии, были «разборки». Проблем я отнюдь не отрицаю. Но они накапливалась не один день.

Понятно, коммунально-дорожный коллапс произошел не в одночасье. И что даже если, как говорит Николай Янович, «вбухать» в дороги 2.5 миллиарда, ситуацию это не спасет...

Спасет. 2.5 миллиарда ситуацию спасут (очень серьезно, - С.К.).

Да, осталось добиться, чтоб вам их выделили. Тем не менее. В прежние годы такого не происходило. А зима была не самая студеная. Снег всегда сходил вместе с асфальтом, но, не до такой же степени!

Необходимо объективно оценивать погодные условия...

Не откручивайтесь! Еще раз: эта зима не была такой уж катастрофической. Я живу в Киеве всю жизнь и помню дикие холода 2004-го, 2006-го, помню оттепели 2010-го, однако никогда это не оборачивалось для дорог таким ужасом. И это - после Евро!

Беда в том, что в этом году температура постоянно колебалась. То - ноль, то - плюс, а то - стремительное похолодание. Плюс - много снега. Это же не только в Киеве, во всех регионах страны аналогичная ситуация.

Но, вы-то отвечаете за Киев!

Я не ухожу от ответственности. И от ответа на вопрос - тоже. Но, необходимо понимать: «износ» дорожного покрытия города очень велик, в целом он доходит до 85% . По-хорошему, на сегодня требуют замены 18 миллионов квадратных метров дорожного покрытия в городе, для этого надо, примерно, 18 млрд. гривен. В течение всех лет независимости мы не вкладывали должное количество денег в дороги. Поэтому, главный вопрос не о том, как дороги отремонтировать. Не «залатыванием» дыр надо на самом деле надо заниматься, дорожное покрытие надо просто заменить.

В прошлом году 800 тысяч квадратных метров мы поменяли. Показатель – небывалый – это правда. И мы хотим сейчас темп минувшего года удержать. Так, чтобы в следующем году проблема вообще снялась.

Одним из первых на повестке дня - проспект Победы, он в очень плохом состоянии. Даже при условии дефицита средств, необходимо изыскивать возможности...

Как, за счет чего?! Что, самому таки лопату брать?

Ну, мы же сделали проспект Бажана.

Позвольте, Бажана - это мааааленький участок.

Ничего себе, маленький, шесть километров. Плюс мы сделали Горького, Красноармейскую, бульвар Леси Украинки.

Да-да, пока вы делали Горького, там проехать было невозможно, численность пробок резко возросла.

Да, момент неприятный, согласен. Зато сейчас - можно ездить.

По мостам - категорически нельзя. Московский - вообще кошмар. При том, что там покрытие меняли пару лет тому назад.

Это не было полноценной заменой покрытия, так - «залатывание дыр». А подобного рода ремонт года три и держится, не больше.

На Патона пару лет тому снимали трамвайные рельсы и перестилали покрытие. Сегодня туда лучше не заезжать.

В прошлом году на Патона ремонтировались инженерные коммуникации, которых не видно. Менялись также тротуары. После этой корректировки, сегодня мост готов к тому, чтобы поменять там полностью асфальт.

Хотя, вы правильно говорите, еще весной у нас так вопрос не стоял - покрытие было относительно нормальным.

-- «Много лет знаю Виктора Федоровича, но никогда не слышал, чтобы он ругался»

Если в первой половине года вы не решите вопроса с дорогами, на мэрских за вас попросту не проголосуют.

Вот, меня спрашивают: «а вы гарантируете, что после вашего ремонта, к следующей весне уже не будет никаких проблем?». Конечно, я не гарантирую. Было б у нас на дороги необходимые 18 миллиардов - а это годовой бюджет Киева тогда можно было бы что-то утверждать. Однако, даже сейчас мы стараемся делать все, что возможно.

Наблюдая за ходом коллегии по «Укравтодору», ловила себя на мысли: если бы во главе президиума сидел, на вашем месте, Виктор Федорович Янукович, ситуация б развивалась качественно иначе. Прежде всего - он бы всех покрыл ругательствами, попутно - пообещал бы «открутить» руки-ноги; после - уволил несколько человек «для профилактики». Предметный результат, конечно, вряд ли б последовал, однако, «шумовой» эффект был бы произведен. Отчего вы не копируете поведенческие модели Президента: слишком, для того воспитаны или просто не можете требовать что-либо от руководителей ведомств, так как не вы их назначали, потому - влиять на них не можете? Какова вообще объективная ситуация с кадрами? Есть ли у вас своя, именно своя команда в городе?

Много лет знаю Виктора Федоровича, но никогда не слышал, чтобы он ругался.

Да, ладно! Вы бываете на открытых Кабминах, разнообразного рода расширенных совещаниях, где он неоднократно грозит нерадивым реформаторам «ноги повыдергивать», «головы повыкручивать» и т.д.

Да, он повышает голос, но это не значит «ругается» – вероятно, мы разные смыслы вкладываем в это слово. Что касается взаимоотношений с подчиненными. Существуют разные стили управления. Лично я стараюсь делать так, чтобы можно было спокойно требовать, спрашивать, но при этом не повышать голос, не унижать человека...

Что касается кадровых назначений. Это - мои назначения; мои предложения, которые были поддержаны соответствующим образом. Законодательство требует, чтобы руководитель городской исполнительной власти согласовывал определенные кандидатуры в правительстве, администрации и т.д. Так я и поступал. Поэтому сегодня проблема какого-либо умышленного невыполнения моих поручений, какого-то саботажа – неактуальна.

Зачем на Банковой согласовывать начальника какого-то своего управления?

Хорош законный порядок или нет, но он законный. Законы должны исполняться. Скажем, замглавы администрации должен быть обязательно согласован с АП и КМУ.

-- «Ни одной копейки сам не распределяю»

Ситуация с районами очень неоднозначная. Уже три недели в четырех столичных районах нет руководителей. И это - зимой! При этом с Банковой доходит информация - два района планируют отдать Пилипишину и Луцкому. Мажоритарку они проиграли, хоть районами их утешат. Мне это напоминает историю Виктора Тихонова, с позором изгнанного с должности главы МинЖКХ, но тут же назначенного послом в Беларуси. Очевидно, были б им действительно недовольны - дипмиссию ему б не поручили. Так и тут: какой не есть, а все ж родня. Но, ведь отвечать за результаты их «хозяйствования» вам! Разве так формируется «моя» команда, за последствия деятельности которой вы отчитываетесь?

Зря вы так о Тихонове, он - очень опытный руководитель, на самом деле.

Относительно глав районов. Представление на назначение подает глава администрации.

Никогда не поверю, что вы подадите Луцкого или Пилипишина в том случае, если он не согласован на Банковой.

Законодательное право главы государства - назначать глав администраций. Более того, насколько я знаю, когда Виктор Федорович назначает кого-либо в администрации, всегда проводит накануне собеседование - кандидаты проводят определенную проверку в КМУ, в АП – и это правильно, это повышает ответственность человека.

Помню нашу, с Виктором Федоровичем встречу с главами районов два с половиной года тому назад. Люди вышли с этой встречи буквально окрыленные - им хотелось поскорее взяться за работу, дать результат. И это именно Президент Украины такой тон задал, понимаете? Это очень хорошо, что он находит возможность - при всех сложностях графика - уделить время главе района, в том числе - города Киева, особенно при его назначении. Людей это действительно очень стимулирует, повышает ответственность.

Что касается предстоящих назначений. У меня есть определенное понимание того, что это должны быть за люди. «Случайных» среди них нет. Как не было и до этого. Киев - не то место, где можно эксперименты ставить «на авось» - а, вдруг получится. Сегодня ты пришел и уже должен учить других, а не сам у других учиться.

То есть, вы полагаете, что после позорнейшего пролета на выборах, и Пилипишин, и Луцкий вполне могут претендовать на руководство районами? Районы - это, что, сатисфакция?

Тут разные мнения могут быть. Эти люди имеют довольно высокую поддержку в своих районах.

Видели мы их рейтинги на выборах! Максим Луцкий третий пришел – после Андриевского и Назаровой.

В мажоритарном округе бывает только один победитель. Но те, кто идут за ним, во многих случаях имеют ненамного меньшую поддержку, а значит, доказали свой потенциал. Этот потенциал надо использовать, а не отбрасывать только потому, что он не обеспечил победного результата!

У глав районов давным-давно отобраны все более ли менее значимые полномочия. Зачем же водружать на районы значимые персонажи, если они все равно - в силу сложившихся обстоятельств - неспособны дать результат ни вам, ни себе. А он-то вам, с точки зрения мэрских, весьма необходим.

Необходимо понимать принцип жизнедеятельности районов. У каждого из них, на самом деле, большие возможности и ресурсы.

Ключевые принципы взаимодействия по линии «город»-район» мы определили изначально, сейчас к ним добавляются какие-то штрихи. Так, не слишком значительным - в масштабах города - но немалозначимым в масштабах района является вопрос перевода недвижимости из нежилого фонда в жилой. Для поддержки малого бизнеса это очень важно. Очевидно, подобными вопросами должен район заниматься, а не город.

Кроме того, районы имеют возможность самостоятельно принимать решения относительно того, куда употребить выделенные районам средства местного бюджета. Пусть они будут не слишком велики, но тем не менее.

У глав районов даже профильный «фонд» забрали.

И, что? У меня, как главы горадминистрации, своего фонда тоже нет. Ни одной копейки; поверьте, ни одной копейки сам не распределяю - все горсовет распределяет.

Была б у вас выборная должность - и фонд имели, и прочие почести. А так, уже два с половиной года, ваше верховенство над городом весьма - с юридической точки зрения - спорно.

Продолжение следует...

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: