Что празднуем? Хэллоуин – это не только тыквы и нечисть...
На самом деле у наших древних предков с 31 октября на 1 ноября была Велесова ночь
Не праздником, но уже традиционным развлечением каждую осень в Украину возвращается Хэллоуин. День, примечателен жутким декором, тематическими вечеринками и непременными призывами ревностных православных «не служить Сатане».
Но последний как раз в этот день страдает больше всего. И это известно тем, кто смог узнать историческое происхождение праздника. Оказалось, что и тыквы с вырезанными зрачками и костюмированные образы потустороннего предназначены именно для того, чтобы отпугнуть нечисть от человеческих жилищ.
На самом деле наши древние предки с 31 октября на 1 ноября праздновали Велесову ночь. Насыщенную традициями и обрядами, предназначенную почтить память умерших родственников.
Считалось, что этой ночью Белобог окончательно передает Круг Года во владение Чернобогу, а Ворота Нави (загробной жизни, мир умерших) до первых петухов широко открыты в Явь (видимый, материальный мир, которым правит чистая сила).
У древних славян эта ночь была действительно семейным праздником, верили, что духи предков возвращаются к потомкам чтобы благословить весь род. Это было время, когда граница между «этим» и «тем» миром исчезала до рассвета.
А на расстоянии в тысячи километров, в нынешних Великобритании и Ирландии, в ту же самую ночь на 1 ноября, кельты так же верили, что темная часть года выходит на замену светлой, граница между мирами мертвых и живых открыта. Вместе с тем кельты праздновали Самайн (Самхэйн) – завершение уборки урожая, следовательно, и завершение года (кельтский Новый год). Оставляя у порога подарки родным покойникам, они были вынуждены как можно страшнее одеваться, чтобы отпугнуть непрошеную нечисть от дома, мол, ничего вам здесь делать, мы и сами напугать можем. Для этого же и зажигали самодельные фонари в выдолбленных тыквах, декорированных под человеческую голову.
И только в конце XIX века тыква получил название «фонарь Джека» и интересную легенду о договоренности между человеком и Дьяволом, в результате которой несчастный Джек не мог умереть и остался бродить между мирами. А что подарил ему Дьявол тлеющий уголек, то вложил бедолага ее в тыквенный фонарь и до сих пор освещает им свой путь.
В конце в IX века пришло христианство. И ради меньшего сопротивления язычников, руководящее духовенство не слишком запрещая древние традиции Самхэйна, установило на 1 ноября День всех святых, а 2 ноября День поминовения усопших. Поэтому вечер накануне, на английском называют All Hallows 'Eve, что сокращенно так и звучит Halloween.
Итак, как же вести себя в этот особый по многим признакам период с вечера 31 ноября, «Главком» поставил этот вопрос авторитетным в отрасли «того» и «этого» миров экспертам.
«Резать тыкву, маскироваться под нечисть и делать темный мейк-ап – мало и очень поверхностно»
Громовыця Бердник
исследовательница сакральных традиций, культуролог, автор книги «Знаки Карпатской магии»
Самайн (Саунь, Совинь, Велесова ночь, Большая ночь, как этот праздник не называй) – это время Межчасья, когда Граница между миром нашим реальным и миром духов и умерших становится чрезвычайно тонкой. Когда время замедляется почти до исчезновения ритма. И так же тонко надо пройти это время.
Сразу, чтобы было понятно: астрономический Самайн – это половина между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием, то есть ориентировочно 5-6 ноября, но традиционно за Колесом Года мы празднуем его в ночь с 31 октября на 1 ноября. Поэтому осторожность в поведении тоже должна держаться примерно с ближайшую неделю.
Итак, что делать?
Во-первых, не выказывать родным, близким и Мирозданию претензии и замечания – в это время каждый находится на своей волне, а Мироздание тем более, а вот неблагая сторона, слуги Мары и остальные соседи из-за тумана вполне могут вас услышать, а эта публика любит похулиганить и подбросить щепку-другую в ваш темный огонь негативных эмоций и проблем.
Поэтому самое главное, что нужно отправить в костер Самайна, и пусть оно ляжет пеплом в будущий новый урожай, наши внутренние проблемы и заморочки, негативные программы, психологические или эмоциональные зависимости, агрессию, гнев, отношения, которые уже не приносят пользы и т.п.
Можно прописать сегодня в любое время до наступления сумерек это все на бумажке – и на ночь сжечь на свече, обращаясь не к Высшим и не к духам (они празднуют в это время, им не до вас), а к своим Старшим – к дедушкам и бабушкам Рода, с просьбой освободить вас от программ и эмоций, от которых вы хотите избавиться.
Так же сегодня и завтра в течение дня хорошо проводить реальную уборка своего персонального пространства – с мыслью о том, чтобы все эти старые уже никому не нужны планы, рваные после неудачного свидания чулки, одежда, которую вы уже никогда не наденете, и всякий хлам с рабочего стола тоже освободил место для новых классных проектов, замыслов, идей, отношений, для новой работы (если она вам нужна) или для новой должности (если претендуете).
Ну и конечно, сегодня вечером хорошо поговорить с Предками Рода, угостить их и вспомнить, поблагодарить за ту цепочку генов и сплетений, которые подарили телесную жизнь и вам. И не забудьте, что очень важно иметь в доме живой огонь в течение всей ночи. Пеките пироги с яблоками и тыквой, варите душистый глинтвейн, курите свечи или живые огни, если есть возможность. Входите осознанно и радостно в Темное время года. И самое главное – берегите живой огонек в душе.
Всем веселого и яркого Самайна, кто празднует.
А кто нет – пусть вам тоже будет весело, ведь есть те, кто обязательно зажжет огонек и для вас.
Все символы Самайна имеют свой древний смысл, так же как и костюмы обряда Маланки в украинской культуре. Декорации и тематические вечеринки – это современная театрализация плюс коммерциализация старого праздника, когда забывается сакральный смысл, но остается форма.
Поклонением Сатане этот праздник могут назвать только невежды, которые даже не пытаются прочитать пару популярных статей на эту тему, но очень любят поискать соломинку в глазах ближнего.
«Это –праздник смерти, праздник умерших душ, которым мы поклоняемся, но не дьяволу»
Сергей Кобзарь
верховный маг Ордена древних богов, маг и колдун, участник «Битвы экстрасенсов»
Хэллоуин я не праздную. У меня Самхэйн. Так, в целом это – праздник смерти, праздник умерших душ, которым мы поклоняемся, но не дьяволу. Естественно, что христианство пыталось провести замену.
Но это все-таки праздник. День этот особенный. В этом году он особенный, так как пришелся на полнолуние, а она в октябре повторилась дважды. То есть это особый день, особого месяца. День силы.
Почему наряжались в страшные костюмы? Люди делали это для того, чтобы духи приняли их за своих и не навредили детям, родным, жилищам.
В этот период я рекомендую закладывать какие-то новые желания на будущее. Если вы хотите провести ритуалы на благополучие – возможность более чем благоприятная. Есть смысл просто отпраздновать. Этим вы сделаете в определенном виде подношение духам. Понятно, что духи не питаются тортами и салатами, но празднуя вы подкормите их положительной энергетикой.
Однако не надо воспринимать этот день как праздничный. Хэллоуин давно потерял религиозный момент и приобрел чисто коммерческий вида, не надо относиться к нему слишком игриво. Не стоит, хотя бы по той причине, что мы все же чтим души умерших родственников.
Поэтому, хотите праздновать – празднуйте. Не нравится вам Хэллоуин, празднуйте Самхэйн, празднуйте конец сбора урожая.
Традиционно именно от служителей церкви приходится слышать множество призывов не отмечать праздник на ночь 1 ноября. Ведь здесь видят и дьяволопоклонство, и разврат, даже проведение сатанинских обрядов. И Велесову ночь часто называют Ведьминской.
«В нашей традиционной Маланке значительно больше бесов»
Виктор Мартыненко
священник Переяславской епархии ПЦУ (известный тем, что за определенное выражение в отношении беглого экс-президента Януковича, был предан анафеме настоятелем Киево-Печерской Лавры Павлом Лебедем)
Как-то у нас так происходит, что запрещая, священники рекламируют то, с чем должны бороться. Мы должны признать присутствие темных сил, как признаем светлые силы. Но декорированные тыквами витрины в магазинах – это не бесовщина.
В нашей традиционной Маланке значительно больше бесов, чем в страшном гриме и пластмассовом скелете. Есть вещи более греховные, требующих уничтожения. А этому сугубо коммерческом американском празднику я бы не уделял столько внимания. И в контраверсионных спорах не одобряю обе стороны, которые кидаются в крайности.
Кристина Ломенко «Главком»
Коментарі — 0