Starlink, беспилотники и провалы России. Семь уроков, которые извлек Китай из вторжения в Украину
Технологии войныКитай изучает успехи Украины, чтобы понять, как проводить спецоперацию на Тайване
Ведущие военные умы Китая уделяют пристальное внимание вторжению России в Украину, наблюдая за каждым поворотом войны, в то время как Пекин продолжает развивать свои вооруженные силы.
В рамках своего амбициозного плана «национального омоложения» президент Китая Си Цзиньпин пообещал захватить Тайвань даже если это означает применение военной силы – такой шаг может привести к войне с Соединенными Штатами, которые пообещали оградить островное государство от вторжения.
И хотя Народно-освободительная армия Китая (НОАК) с более чем двумя миллионами солдат является крупнейшей в мире, она остается в значительной степени неиспытанной – последней великой войной было неудачное вторжение во Вьетнам в 1979 году, продолжавшееся менее четырех недель.
Однако во времена правления г-на Си НОАК претерпела значительную модернизацию. В последние годы в Китае испытывали гиперзвуковые ракеты и проводили все более сложные военные учения в Южно-Китайском море и Тайванском проливе – тех уголках мира, на которые претендует Пекин.
Темпы военной модернизации Китая настолько быстры, что американские военные предупреждают: вскоре Китай может превзойти США в некоторых областях, включая даже военно-морскую мощь – сферу, в которой Вашингтон был безоговорочным лидером со времен Второй мировой войны.
Поскольку война в Украине продемонстрировала трудности с проведением широкомасштабных наступательных операций, обзор Reuters, охвативший почти 100 статей в более чем 20 китайских оборонных журналах, показывает, чему китайские академики, исследователи и военные мыслители научились за последний год.
Хотя и непонятно, как серьезно воспринимает эти публикации военная и политическая элита Пекина, однако статьи демонстрируют редкое понимание мышления в китайском военно-промышленном комплексе и показывают, как война в Украине может повлиять на возможное нападение Китая на Тайвань.
Вот семь уроков, которые Китай извлек из войны в Украине.
«Обезвредить» спутники Starlink
Сеть спутников Starlink, предоставляющая доступ к интернету с орбиты пользователям на Земле, разработанная компанией SpaceX Илона Маска, помогла украинским войскам обеспечить надежную связь во время российского нападения.
Украина также использовала сеть в военных целях, в частности, для управления беспилотниками.
Китайские исследователи указывают, что США и западные страны могут использовать эту сеть похоже во время возможных будущих боевых действий в Азии.
«Starlink – это действительно что-то новое для них (Китая), о чем следует беспокоиться; военное применение передовых гражданских технологий, которые они не могут легко повторить», – сказал Коллин Кох, научный работник по безопасности в Сингапурской школе международных исследований им. Роджератнома.
Соответственно, Китай должен найти способы сбить или вывести из строя Starlink, говорится в сентябрьской статье исследователей из Инженерного университета сухопутных войск НОАК.
Китайские государственные СМИ также заявили, что Китай, на протяжении многих лет ставивший себе приоритет стать более независимым в сфере передовых технологий, уже в этом году начнет строить собственное созвездие низкоорбитальных спутников, чтобы конкурировать со Starlink.
Не беспокойтесь о Himars
Китайские военные умы были несколько меньше озабочены одним из самых эффективных видов находящегося в украинском арсенале оружия.
В статье, опубликованной в октябре двумя исследователями из Национального университета обороны НОАК, проанализировано влияние поставляемых США реактивных артиллерийских систем Himars, которые помогли переломить ход войны в прошлом году и нанесли большие потери российским войскам.
«Если Himars будут применены при нападении (интервенции) на Тайвань в будущем, – пишут исследователи, – то китайцам есть чем им ответить, поскольку обладают эффективными ракетными установками».
В статье подчеркиваются сильные стороны собственной передовой ракетной системы Китая и разведывательных дронов. При этом отмечается, что успех Украины благодаря Himars зависит от предоставления союзниками информации о таргетинге через систему Starlink.
Однако китайские военные чиновники должны отметить, насколько разрушительным может быть высокоточный артиллерийский огонь – например, из Himars или других видов ракетного огня. С повышением точности потребность в больших и трудных для промышленности логистических поставках неуправляемых боеприпасов сводится к минимуму.
Усилить оборону от ракет, запускаемых с плеча
Западные союзники предоставили Украине тысячи современных противотанковых ракетных комплексов, в том числе Javelin и N-Law, уничтоживших сотни российских бронемашин и танков.
Поэтому Китай должен усилить способность защищать свои танки, бронемашины и военные корабли, говорится в статье, опубликованной в китайском журнале Государственного управления науки, техники и промышленности по национальной обороне.
Китай также обратил внимание на то, как в первые недели полномасштабного вторжения России украинские противотанковые команды стали ловкими в атаках на логистический хвост российских танковых колонн, предпочитая грузовики, поставляющие танкам топливо и боеприпасы.
После того, как эти относительно легкобронированные машины были уничтожены, у российских танков закончилось горючее, и их можно было подбивать по собственному усмотрению.
Инвестировать больше в разработку беспилотников
Китай должен больше инвестировать в разработку беспилотников, которые будут играть важную роль в будущих войнах, говорится в статье одного о танковых войнах, опубликованной гигантской китайской государственной оборонной компанией под названием Norinco.
Россия использует относительно недорогие беспилотники иранского производства для атак на украинские города и инфраструктуру, в то время как украинские войска оснащают коммерческие дроны взрывчаткой, чтобы нанести ущерб российским позициям.
В Китае уже работает крупнейший в мире производитель дронов DJI.
Компания настаивает на том, что она не является военной компанией и выступает против использования своих дронов в таких целях. Она прекратила продажи как в Россию, так и в Украину, пытаясь гарантировать, что ее продукция не может быть использована в боевых действиях, но дроны DJI использовались в боях как Украиной, так и Россией.
Недавно министерство обороны США внесло DJI в «черный список» из-за вероятных связей с китайскими военными.
Несмотря на то, что обе стороны войны использовали дроны с большой эффективностью, их недостатки не остались незамеченными в Пекине.
На работу беспилотников оказывают влияние погода, рельеф местности и расстояние между оператором и летательным аппаратом. Сигнал управления должен быть достаточно надежным, чтобы не подвергаться влиянию систем радиоэлектронной борьбы, а чтобы выжить сами летательные аппараты должны иметь возможность маневрировать.
После медленного старта украинские подразделения противовоздушной обороны достигли возможности уничтожать большинство иранских беспилотников Shahed-136, запущенных Россией.
Убедитесь, что командование войсками является единым
Китайские наблюдатели считают, что устаревшая тактика и отсутствие единой командной структуры является причиной многих военных неудач России в Украине.
Поэтому в последние годы Китай реорганизовал свои вооруженные силы для разрешения этой конкретной проблемы и обеспечения четкой линии командования и связи с Пекином в случае физического конфликта.
Налаженная связь будет ключевой в распространении приказов и объяснении того, что войска должны делать дальше.
Однако, о китайских военных структурах еще неизвестно, насколько вся система подчинена сверху вниз.
Российское командование не позволяет проявлять инициативу командирам низшего звена – тем, кто обычно имеет лучшее представление о происходящем на поле боя – принимать решение самостоятельно.
Все действия должны быть одобрены высшим командованием, однако это занимает столь много времени, что ситуация меняется до того момента, когда поступают новые приказы.
В противоположность этому, Украина смоделировала свою армию на основе западного способа ведения войны – пока выполняется общий план, поощряется тактическая инициатива тех, кто лучше знаком с ситуацией, независимо от того насколько младшее должность лицо принимает жизненно важное решение.
Ожидать подпольного сопротивления и саботажа
Некоторые из статей, проанализированных Reuters, были посвящены украинскому сопротивлению, в частности, партизанским диверсионным операциям в России и использованию мессенджера Telegram для сбора разведывательной информации от гражданского населения.
Как и Россия, Китай полагается на железную дорогу для перемещения своих войск и вооружений, что потенциально делает их уязвимыми к атакам диверсантов.
Украина превратила асимметричную войну в свое преимущество, найдя способы быть более шустрой – пример, который тайваньские силы надеются подражать в случае китайского вторжения.
Значительная часть партизанской активности, которая наблюдается в Украине, базируется на практике и опыте Исполнительного комитета по специальным операциям, созданного Великобританией во время Второй мировой войны для поощрения действий в тылу врага.
Многие из этих уроков выдержали испытание временем и используются как способ, позволяющий гражданским лицам передавать сообщения о количестве и расположении войск в военную систему.
Китай будет озабочен тем, что такие сети, возможно, уже начинают формироваться на Тайване в ожидании нападения.
Подготовьтесь к глобальной реакции общественного мнения
Китай должен быть готов выдержать волну неодобрения, похожую на ту, с которой столкнулась Россия, когда ее критиковал и подвергал остракизму Запад после вторжения в Украину, пришли к выводу исследователи из Университета информационной инженерии НОАК в своей февральской статье.
России также пришлось приспосабливаться к многочисленным волнам экономических санкций, наложенных США и другими странами.
Китай, вероятно, тщательно изучает объединенный ответ Запада, который может стать образцом того, как США, Великобритания и другие страны отреагируют, если физический конфликт будет спровоцирован.
Чтобы подготовиться к глобальной реакции, которая последует за нападением на Тайвань, Китай должен «способствовать созданию платформ когнитивного противостояния» и тщательно цензурировать информацию в Интернете, чтобы предотвратить влияние западных информационных кампаний на страну с населением 1,4 миллиарда человек во время конфликта.
Новости и информация в Китае уже очень жестко контролируются, и все, что противоречит пропаганде правительства, быстро вычищается из интернета.
Источник: The Telegraph
Перевод с английского Виктории О. Романчук,
ответственного секретаря журнала «Универсум»,
члена Национального союза журналистов Украины,
члена Organisation Mondiale de la Presse Periodique (Брюссель, Бельгия).