Росен Плевнелиев: Политика Болгарии «мы и с ЕС, но и с Россией» обречена на провал и ведет к пагубным результатам
Президент Болгарии (2012-2017) Росен Плевнелиев
«Около 2 млн. граждан Болгарии эмигрировали. При этом никто из них не уехал в Россию»
В этом году Болгария отмечает своего рода юбилей – 15 лет членства в НАТО. Будучи членом Альянса и ЕС, то есть частью Западного мира, Болгария в то же время пытается не только не потерять, но и укрепить нити, которые связывают ее с олицетворяющей Восток Россией. О том насколько эффективной является такая политика для болгарского государства – в интервью «Главкома» с президентом Болгарии (2012-2017) Росеном Плевнелиевым.
Господин Плевнелиев, в этому году - 70 лет НАТО и 15 лет членства Болгарии в Альянсе. Как вы оцениваете участие Болгарии в Альянсе? Кто имеет больше пользы — Болгария от НАТО или НАТО от Болгарии?
Для начала, хотел бы сказать, что даже через 70 лет после своего создания НАТО как оборонительная организация демократических и прогрессивных государств, более чем актуальна. В то время НАТО создавалось для защиты и сдерживания и именно вторая сегодня играет очень важную роль. Сегодня мы можем наблюдать, как в результате действия глобальных и региональных сил – России, Турции, других государств – один за другим ставятся под вопрос авторитет мировых институций и основы международного права. При всем при этом авторитет НАТО остается непоколебим. Всеми государствами – от наименьших, как страны Балтии, до наибольших, как США – НАТО воспринимается как самая сильная организация в мире. Все его члены едины и не имеют желания его покидать. Даже такие факторы, как Brexit или политика американского президента, не ставят под вопрос единство НАТО. Наоборот есть стабильный спрос на членство в нем.
Что касается именно Болгарии, то трудно сказать получает ли она больше или отдает больше. В то же время то, что мы получаем от НАТО, а именно безопасность, является бесценным, безопасность для государства – превыше всего. Без этого оно не может процветать, развиваться и прогрессировать.
Когда я был главой государства, Болгария делала много для того, чтобы получить доверие со стороны ее партнеров по НАТО. Мы инициировали ряд серьезных мероприятий и программ, и надеемся, что они будут реализованы, а болгарская армия, в свою очередь, будет чувствовать себя эффективной и готовой до действий в любой точке мира.
Но сегодня поддержка членства в НАТО внутри Болгарии не является преобладающей. Нередко это членство поддается сомнению…
К сожалению, это является результатом дезинформации и пропаганды. Для того, чтобы понимать важность членства Болгарии в НАТО, необходимо знать историю страны. Во времена, когда Болгария была сама, она была объектом игр великих сил и много от этого страдала. Ведь всегда, когда великие силы играются с государствами на своей периферии, результат для этих государств – катастрофичный. Именно поэтому стратегической целью Болгарии было стать членом НАТО и ЕС с тем, чтобы никогда больше не попадать в категорию «периферия» и быть объектом чьих-то игр. И пока Болгария в НАТО и ЕС – она является сильной. Любые попытки выхода Болгарии из НАТО и ЕС приведут к волне массовых протестов в стране и будут остановлены в самом начале.
Вы думаете, что граждане выйдут на протест в поддержку НАТО?
Я абсолютно уверен, что миллионы болгар выйдут на улицы, чтобы протестовать против любого болгарского политика или международного вмешательства, целью которых будет выход Болгарии из ЕС и НАТО.
«Россия сегодня не имеет модели, которая могла бы привлечь обычного человека»
Нередко в Болгарии можно услышать, что страна для НАТО является своеобразным «троянским конем». Вы согласны с этим мнением?
Болгария как «троянский конь» – это мечта России, которая была выражена послом России в Брюсселе Владимиром Чижовым накануне вступления Болгарии в ЕС. Он тогда прямым текстом сказал: «Примете Болгарию в ЕС и НАТО – примете себе российского «троянского коня». Быть российским или чьим-то другим «троянским конем» - это самая пагубная стратегия, которую болгарские политики могли бы реализовывать. Национальный интерес Болгарии всегда состоял в том, чтобы быть на равных с другими европейскими народами. В сегодняшней интерпретации – это членство в Европейском союзе, общение на равных с другими европейскими государствами, и точно не стремление в сторону казахских степей.
На сегодня около 2 млн. болгарских граждан эмигрировали из страны. При этом знаете, сколько из них уехало в Россию? Нисколько! А все потому, что Россия сегодня не имеет модели, которая могла бы привлечь обычного человека. Поэтому болгарский народ не заинтересован в том, чтобы связывать свое будущее с Россией и следовать ее интересам, в частности, что касается «троянского коня».
В то же время на сегодня есть немало болгарских политиков, которые зависят от России и работают на то, чтобы Болгария стала российским «троянским конем». Большой иллюзией являются мысли о том, что Россия озолотит Болгарию или Сербию за то, что они будут ее стратегическим союзником или близким приятелем. Россия незаконно аннексировала Крым, и нельзя сказать, что люди сегодня там живут хорошо, пользуются правами человека и свободами, там есть демократия и процветание. Россия понимает, что у нее нет экономических возможностей для того, чтобы озолотить Болгарию или Сербию, как и Крым. Именно поэтому России необходима стратегия «троянского коня», чтобы при минимальных затратах сделать интересующее ее государство полностью зависимым от себя. Россия никогда в своей истории не рассматривала другие страны как союзников и равных партнеров, а только как вассалов и подчиненных. Отношения же между странами в Европейском Союзе отличаются кардинально.
Как вы думаете, какими должны быть текущие приоритеты внешней и внутренней политики Болгарии как члена НАТО и ЕС?
Первое – это сильное членство Болгарии в НАТО, перевооружение и модернизация болгарской армии, которые бы сделали ее совместимой с армиями государств-членов НАТО. Сегодня болгарские политики не исполняют решение консультативно совета по национальной безопасности, принятое при моем президентстве, суть которого состоит в том, что каждый лев (местная валюта – «Главком»), который инвестируется в вооружение, должен идти на повышение совместимости болгарской армии с армиями партнеров по НАТО. Вместо этого они продолжают выделять деньги в старые оборонительные системы, которым уже 30 лет и больше, понимая при этом, что выбрасывают деньги на ветер. Вот пример: Болгария заплатила 600 млн. лев за системы военной связи для самолетов МиГ-29, при том, что можно за 60 млн. купить современные совместимые с системами НАТО трехкоординатные РЛС. Такие, к примеру, которыми вооружена Албания.
Или та же Румыния…
Румыния – это вообще отдельный вопрос. Она в военном отношении сегодня на световые годы впереди нас, поскольку она всегда имела четкую геостратегическую ориентацию, которой она следует и которую никто в стране не ставит под вопрос. В Румынии есть американские базы, там размещена система противоракетной обороны, которая, кстати, защищает и Болгарию.
В отличии от Румынии, национальная позиция Болгарии является двусмысленной и сформирована предыдущими поколениями болгарских политиков, и которая походит от изречения «Всегда с Германией и никогда против России». Я всегда был против нее и считаю, что она противоречит нашим национальным интересам и привела к двум национальным катастрофам. Моя позиция – сильная Болгария в Сильном Евросоюзе и НАТО.
Болгарии необходимо работать для того, чтобы укрепить заработанное во время председательства страны в ЕС реноме Болгарии как надежного партнера и хорошего соседа для всех стран региона, а также двигателя евроатлантического развития государств Западных Балкан.
«Сегодня мы покупаем самолеты F-16, чтобы удовлетворить американцев, а завтра строим АЭС «Белене», чтобы удовлетворить русских»
Сегодня Болгария балансирует между Западом, частью которого она является, и Россией, с которой у нее давние отношения. Как долго эта политика может продолжаться?
Да, исходя из географических и исторических особенностей, нам необходимо балансировать, но при этом мы не должны находиться в раскоряченном положении и делать примерно такое: сегодня мы покупаем самолеты F-16, чтобы удовлетворить американцев, а завтра строим АЭС «Белене», чтобы удовлетворить русских.
Я никогда не следовал такой политике, наоборот мои позиции, как главы государства, были предельно ясны: ЕС и НАТО – это наша семья, мы должны защищать их интересы и на нас можно положиться при решении мировых проблем. Все действия направленные на реализацию политики типа «мы и с ЕС, но и с Россией» обречены на провал и ведут к пагубным результатам.
Я считаю, что мы не должны быть рабами устарелых формул прошлого, которые по истечению многих лет, не принесли для Болгарии ничего хорошего. Напротив, именно эта формула «Болгария одной ногой в Европе, одной на Востоке» привела ко всем бедам, и двум национальным катастрофам. Болгары должны понять, что российская модель не является правильной ни для обычного человека, ни для развития общества и государственных институций, и что наш путь – только на Запад. В современной России нет демократии, а есть олигархический капитализм, в то время, как Европейский Союз является символом демократии, прав и свобод человека и социально ответственной рыночной экономики. Мы выбираем второе.
Я не имею ничего против России и с глубоким уважением отношусь к русскому народу, но при этом я полностью не согласен с российским президентом, который подорвал основы международного права в Европе путем незаконной аннексий Крыма. На сегодня Кремль сознательно дестабилизирует государства, которые находятся на российской периферии: Азербайджан, Армения, Молдова, Грузия, которая не контролирует 1\3 территории, и с 2014 года – Украина. Исходя из этого, я считаю, что Болгария может быть безопасной и процветающей только как член НАТО и ЕС.
Русскому народу же желаю успеха в пересмотре, реформировании, и я бы даже сказал - ремонте, своего общественного устройства таким образом, чтобы в России наконец-то появилась настоящая рабочая демократия и рыночная экономика.
Я вам даже скажу больше. Болгария, как друг России, должна помочь ей понять, что газ не является энергетическим оружием, предназначенным для достижения геополитических целей, а средством торговли с честной и рыночной ценой.
Каким образом это можно осуществить?
На сегодня Болгария покупает полностью русский газ. Мы же можем построить газовый интерконнектор, который свяжет нас с терминалом в грецком Александропулусе. Таким образом, мы сможем спокойно покупать сжиженный газ от десятка других поставщиков. То есть, когда Болгария построит свою газовую сеть и будет иметь конкурирующих поставщиков, а не только одного монополиста, она поможет понять России, что даже маленькой Болгарии газ должен продаваться не по монопольной, а по справедливой рыночной цене. Надеюсь, что Болгария как можно быстрее построит этот газовый интерконектор с Грецией. Надеюсь, это случиться в период до одного года и мы сможем покупать газ из разных источников, в том числе и от Азербайджана, с которым у нас уже подписан контракт на поставку газа.
В этом контексте, что вы думаете по поводу «Турецкого потока-2»? По Вашему мнению, это экономическая выгода для страны или же угроза ее энергетической безопасности?
Для начала хочу отметить, что мы однозначно должны диверсифицировать источники доставки с тем, чтобы покупая газ у России, мы также могли покупать его и в Катаре, и в Азербайджане, и если надо будет – и в США, и в Норвегии. То есть нам нужны новые возможности, которые уменьшат нашу зависимость от «Газпрома».
Что же касается «Турецкого потока-2», то я буду не против этого проекта только в том случае, если он позволит превратить Болгарию в газовый хаб, то есть, позволит ей получать газ от более чем одного источника.
В свое время президент Георгий Пырванов говорил о «Большом шлеме» из полностью русских проектов. Я же заменил этот «Большой шлем» на осмысленные энергетические приоритеты. Этими приоритетами, касательно которых, у меня был полный консенсус с Консультативным советом по национальной безопасности, были энергетические либерализация, эффективность и диверсификация. По линии энергетической эффективности была разработана национальная миллиардная программа. Что касается либерализации, то мы на сегодня имеем энергетическую биржу, на которой разные компании могут спокойно покупать электричество. Что касается диверсификации – то одной ее составляющей является вышеупомянутый газовый хаб «Балкан», который я очень надеюсь, все-таки состоится.
«Если бы мы не были членом НАТО, у нас давно был бы уже замороженный конфликт…»
Недавно бывший премьер-министр Иван Костов заявил, что болгарские власти являются пассивными перед кремлевской гибридной агрессией. Что мешает властям быть более активными в этом вопросе?
Я разделяю его позицию. Против Болгарии ведутся и гибридная агрессия, и атаки в различных направлениях. Будучи главой государства, я был свидетелем, как против Болгарии в 2015 г. во время местных выборов и референдума была организована мощнейшая кибератака, которой до этого не было нигде на Балканах. Ее целью было провалить демократические выборы местных властей и референдум. Объектами атаки были не только болгарские институции: избирательная комиссия, правительство, президентство, но это была и атака против болгарской демократии. Много служб НАТО тогда указывали на то, что осуществившая атаку хакерская группа Fancy Вear тесно связана с российской военной разведкой.
В то же время сегодня в Болгарии есть сотни сайтов, ежедневно выпускающие фальшивые новости и пропаганду Они вместе с политиками и разными общественными организациями работают на дестабилизацию страны. В придачу к этому ряд болгарских политиков продолжают служить чужим интересам, не понимая при этом цену своей игры. Такие их действия – это все одно, что приглашать волка в кошару.
Единственная возможность для нас защититься от этого всего – это все более глубокая интеграция в ЕС и НАТО. Если бы мы не были членом НАТО, у нас давно был бы уже замороженный конфликт на подобии тех, которые сегодня есть в других государствах на периферии России, и Болгария была бы в постоянной зависимости и подчинении Кремля.
Со стороны болгарских властей можно услышать заявления о том, что сегодня все должны работать во имя встречи Россия-НАТО. Насколько важен и актуален этот диалог для Болгарии и НАТО?
Я приверженец такого диалога, и во время своего президентства, я выступал за то, чтобы такой диалог состоялся. И мне было бы очень приятно, если бы Болгария выступила хозяином встречи, на которой бы восстановился диалог между НАТО и Россией. С другой стороны, Болгария может выступать с таким предложением только с позиции надежного и достойного члена НАТО, которому можно доверять.
Недавно в Вашингтоне, во время празднования 70-й годовщины НАТО, Генеральный секретарь Йенс Столтенберг сказал, что необходимо предотвратить вторую Холодную войну. Я не совсем согласен с этим определением, поскольку даже во время Холодной войны был диалог между НАТО и СССР. Мы сегодня находимся на совсем другом этапе развития. Начиная с 2014 года, я постоянно говорю, что мы вошли в новый неизвестный этап развития, который я называю «холодный мир». Это мир, потому что никто не хочет полномасштабной войны. Но этот мир холодный, потому что мы имеем все элементы противостояния и действий с дестабилизации противника с использованием всех средств Холодной войны.
Этот этап, по моему мнению, является намного опаснее и более непредсказуемым, нежели Холодная война. На данный момент нет никакого доверия между мировыми лидерами. Также нет и диалога. Исходя из такой опасной ситуации, я очень ожидаю и надеюсь, что механизмы для диалога между НАТО и Россией будут созданы. В противном случае, мир погрузится в хаос и тотальное противостояние, результаты которого могут быть трагическими для всех.
Пока еще мы свалились в хаос, нам необходимо искать возможности, для того, чтобы предотвратить это. И диалог между НАТО и Россией как раз и является одной из таких возможностей.
«Холодный мир» - это переходный период от мирового порядка, созданного после Второй мировой войны и который мы можем потерять, к новому мировому порядку в совершенно другом многополярном мире 21-го века с гораздо более сложным и другим балансом интересов и сил, которого мы еще не достигли. В этот переходный период чрезвычайно важно стремиться к диалогу и доверию, поддерживать принципы, а не интересы, уступать мудрым, а не сильным лидерам, с тем, чтобы институты международного права поддерживались и укреплялись, а не уничтожались.
Коментарі — 0