Кризис, который ждет украинские города. Что делать?

Кризис, который ждет украинские города. Что делать?
Экономика будущего – это экономика городов
фото из открытых источников

Украине нужно вернуть своим городам Магдебургское право

Один из серьезных системных кризисов, который нас может ожидать в будущем (и о котором у нас никто не говорит) – это глубокий урбанистический кризис украинских городов-миллионников (или приближенных к параметру в один миллион жителей).

Ремарка: кризис районных и областных центров у нас уже давно в самом разгаре.

Экономика будущего – это экономика городов.

Многие эксперты говорят, что будущее мировой экономики будут формировать не государства и даже не коалиции стран, а примерно 50 крупнейших мегаполисов Мира, 20 из которых будет сконцентрировано в Китае.

По аналогии: так в 70-х годах прошлого века произошел экономический крен в сторону накопления капитала в формате 50 крупнейших банков мира, 20 из которых были сосредоточены в Японии.

Сейчас, профиль мировой экономики определяет 50 крупнейших корпораций мира, 20 из которых сосредоточены в США.

Примерно так и движется тренд альтернативного американскому полюса влияния: от США после Второй мировой войны к Японии (в 70-х, когда американцы крушили японские машины в знак протеста); затем от Японии в сторону Китая и дальше в формат интернационализации лидерства.

Пока корпоративная ось мировой экономики обеспечивает доминирование США в мировой экономической системе.

Но так будет лишь до момента перехода к мегаполисной модели влияния в мире.

Одна из идей нобелевского лауреата по экономике Пола Ромера – создание так называемых чартерных городов.

При этой модели в неэффективных экономиках должны появляться сверхгорода, обладающие высоким уровнем самоуправления.

В чартерных городах должна быть своя, более эффективная, судебная система, построенная по принципу международных арбитражных судов, и надежная система защиты титулов собственности.

Экономический акцент в таких центрах приоритетного развития должен делаться на новые технологии и экономику знаний.

Базовый принцип здесь – если в рамках неэффективной страны нельзя по понятным причинам построить творческую экономику нового типа, то почему бы не создать ее в рамках нескольких отдельных городских центров.

Преимущества здесь очевидны.

Население не будет ждать, пока местные «элиты» созреют до создания качественной среды жизни в рамках целостной национальной экономики.

Если череда выборов не приводит к появлению в стране эффективного государственного менеджмента, люди голосуют не руками, а ногами, то есть мигрируя в другие страны.

Причем с каждой волной миграции шансы на построение новой экономики в демографически обескровленной стране стремительно сокращаются и рано или поздно национальная экономика оказывается за точкой невозврата.

В то же время создание чартерных городов – это не просто появление новых точек роста и драйверов экономического развития, но и появление внутригосударственных миграционных магнитов.

Лучше пусть население мигрирует в свои мегаполисы, чем в чужие страны – налоги и потребление в таком случае будет работать на национальную, а не чужую экономику.

В Украине модель кластерного развития могла бы включать и развитие региональных сверхгородов, развивающихся на принципах экономической свободы.

Модель кластерных городов – это фактически «урбанизация» государственной неэффективности с целью создания анклавов эффективности.

Если существует труднорешаемая системная экономическая неэффективность, она может быть частично нивелирована созданием точек, анклавов эффективности.

Но вернемся к Украине.

У нас есть города-миллионники: Киев, Львов, Харьков, Днепр, Одесса. Приближены к ним по параметрам Запорожье, Кривой Рог.

Практически все они находятся в глубоком урбанистическом кризисе.

До войны, этот кризис камуфлировался туризмом и сектором услуг, но сейчас банкротство данной модели становится все более и более очевидным.

Даже Киев, не смотря на кажущуюся стабильность и Львов, не смотря на кажущееся условное спокойствие, после войны в рамках аграрной модели развития страны могут оказаться на пороге урбанистического кризиса.

Аграрная модель просто «не вытягивает» модель крупных городов-миллионников.

Необходимо развитие промышленности, сектора услуг, финансов.

Но не только о «жесткой инфраструктуре» идет речь.

Необходимо «расковать» творческую энергию городов, вернуть им экономическую свободу и раскрепостить предпринимательскую активность населения.

Нужно прийти к формату «креативного Киева», в котором будет доминировать интеллект, знания, наука и современные технологии.

Ричард Флорида – американский экономист и концептолог по развитию креативного класса, выделяет в мегаполисах жесткую инфраструктуру (энергетика, дороги, развязки, метро, мосты и т.д.) и «мягкую инфраструктуру» (городская среда, креативный класс, предпринимательская активность).

Классический пример мягкой инфраструктуры – это современная история города Бильбао, центра басков, который еще несколько десятков лет назад ассоциировался с террором и провинциализмом.

На фоне кризиса в Испании в 90-х годах прошлого века, мэр Бильбао решил профинансировать строительство музея современного искусства Гуггенхайма.

Город потратил 200 млн дол. и уже через несколько лет заработал более 2 млрд дол. на туризме.

И продолжает зарабатывать, невзирая на все мировые кризисы.

Это так называемая «политика развертывания» – свою страну и свой город нужно развивать любыми доступными методами, невзирая на цикличные спады в экономике.

Шедевр Фрэнка Гери в Бильбао продемонстрировал, что даже относительно неблагополучный город может стать известным на весь мир в положительной, а не отрицательной коннотации.

И инвестиции окупятся стократ.

Успех привлекает не депрессивное мироощущение, которое проявляется в городской среде, а яркая, жизнеутверждающая, динамичная городская среда, которая обладает колоссальным внутренним потенциалом развития.

Зачастую даже один проект в состоянии изменить настроение и экономику отдельно взятого мегаполиса с негатива на позитив.

С точки зрения концепции Пола Ромера, Украина точно может входить в двадцатку стран с наиболее развитым урбанистическим потенциалом.
Проблема лишь в том, что этот потенциал угасает, а не используется для целей развития страны.

Почти 30 китайских мегаполисов обладают региональным валовым продуктом в размере более 1 трлн юаней в каждом, то есть 140 млрд дол, что сопоставимо с ВВП Украины (но в данном случае – это ВРП лишь одного китайского среднего мегаполиса).

Динамика роста экономики в городах, как видим, превышает темпы роста по китайской экономике в целом.

По сути, Украине нужно вернуть своим городам Магдебургское право, вернуть им экономическую свободу.

Мы «сидим на золоте» и не замечая его, втаптываем его в грязь.

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: