Почему Моспатриархат боится присоединиться к украинской церкви

Почему Моспатриархат боится присоединиться к украинской церкви
«Не будет такого, что УПЦ, под давлением этого закона, окончательно и по-настоящему (а не «для видимости», как сейчас) разорвет отношения с РПЦ»
фото: ера

В Украине готовятся принять многострадальный законопроект 8371

Терпеть нельзя запретить. Всю ситуацию вокруг УПЦ можно свести к этой грамматической проблеме: где в этом выражении поставить запятую?

Законопроект 8371 ставит запятую после «нельзя». К каким последствиям это приведет, если закон примут в том виде, в котором он рекомендован ко второму чтению?

Сразу скажу, чего точно не произойдет. Не будет такого, что УПЦ, под давлением этого закона, окончательно и по-настоящему (а не «для видимости», как сейчас) разорвет отношения с РПЦ. Ведь после такого шага для УПЦ будет только два варианта и оба категорически для нее неприемлемы:

1

Оторваться от РПЦ и присоединиться к ПЦУ. Это неприемлемо для большинства священства УПЦ, потому что для них это «потеря лица»: присоединиться к тем, кого годами проклинали, и не между собой, а обращаясь к пастве. Ну вот как это – выйдет священник к своей пастве и скажет: «Простите меня, люди добрые! Я вам годами врал, что ПЦУ – безблагодатная и неканоническая церковь, то есть на самом деле вообще никакая не церковь, а теперь признаю, что это все была ложь и призываю вас присоединиться к этой самой ПЦУ!»? В индивидуальном порядке некоторые священники УПЦ к этому «созревают», но институционально (для руководства УПЦ) и для большинства священства УПЦ такое невозможно.

2

Оторваться от РПЦ и не присоединиться к ПЦУ. Это еще более неприемлемо, потому что с точки зрения канонического православия это означает потерю уже не просто лица, но и благодати и собственно статуса церкви. Это переход в «раскол», и УПЦ в таком случае будет уже не церковь, а то, что по-гречески называют παρασυναγωγή (буквально, «собрание рядом»), а по-русски, еще жестче, «самочинное сборище». То есть то, чем, с канонической точки зрения, была «УПЦ КП» до получения Томоса.

Поэтому УПЦ как институция ни того, ни другого, гарантированно не сделает.

Соответственно, в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде есть, опять-таки, только два варианта, в зависимости от того, такой закон (1) будет активно выполняться, или (2) не будет активно выполняться.

Если не будет активно выполняться – это несколько уменьшит остроту ситуации, потому что разделит давление на два направления: государство будет давить на УПЦ (однако не спеша с радикальными действиями, предусмотренными законопроектом), а часть политикума и общества будет давить на государство. Можно ожидать, что это давление несколько активизирует ситуации «перехода в ПЦУ» на уровне отдельных приходов. Но эта ситуация достаточно нестабильна и взрывоопасна.

Если будет активно выполняться, последствия будут двоякими. С одной стороны, это еще больше активизирует ситуации «перехода в ПЦУ» на уровне отдельных приходов. С другой стороны, УПЦ в лице всех, кто откажется от такого перехода, довольно быстро останется без имущества, без возможности совершать сделки и т.д., то есть перейдет в статус «гонимой церкви»... очень комфортный для российской пропаганды, а также для части верующих УПЦ, которые станут «страдальцами за истинную веру». Многих в Украине это порадует как акт справедливой мести (с УГКЦ когда-то Москва поступила примерно так же), многих подальше от Украины это огорчит (при том, что разобраться в ситуации подробнее у них не будет никаких шансов). Конечно, иерархия УПЦ будет жестко и агрессивно сопротивляться, потому что окажется в положении крысы, загнанной в тупик и теперь уже борющейся за само свое выживание.

Вот и думайте, где ставить запятую.

Читайте также:
Мнения авторов рубрики «Мысли вслух» не всегда совпадают с позицией редакции «Главкома». Ответственность за материалы в разделе «Мнения вслух» несут авторы текстов

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: