Скоты в искусстве. Как бандиты с донбасских фронтов решили заняться театром

Скоты в искусстве. Как бандиты с донбасских фронтов решили заняться театром
В Москве в конце декабря запланирована «реконструкция» спектакля выдающегося украинского режиссера Сергея Данченко «Вишневый сад»

«Мгновения театральной истории...»

Чтобы разгонять карантинную скуку, веду в сети постоянную рубрику о «мгновениях театральной истории». Отталкиваясь от определенных информповодов и листая страницы истории и собственной памяти. Новый информационный повод дал МХАТ имени М. Горького в Москве.

Почему?

Потому что там в конце декабря анонсируют «реконструкцию» спектакля выдающегося украинского режиссера Сергея Данченко «Вишневый сад» (1988).

Мне еще немного повезло пообщаться в Киеве с выдающимся режиссером при его жизни, и я знаю с каким трепетом он относился к этой своей чеховской постановке. Были на то причины. Еще в 1987-ом, приняв предложение Татьяны Дорониной поставить Чехова, Сергей Владимирович согласился работать при условии, что Раневскую будет играть только сама Доронина. И, конечно, ей альтернативы быть и не могло. МХАТ и был в 80-е театром одной великой актрисы. Она тогда играла Булгакова, Островского, Радзинского, Шекспира...

Раневскую будет играть только сама Доронина. Такое требование поставил Сергей ДанченкоРаневскую будет играть только сама Доронина. Такое требование поставил Сергей Данченко

Дав согласие на постановку, украинский режиссер представить не мог, какие приключения его ждут в Москве. К нему в гостиницу приходили посланники из другого – «мужского» МХАТа и даже угрожали, говорили, что такая постановка закроет перед ним двери в другие театры СССР.

Дело в том, что «женский» МХАТ тогда был в опале, его либо игнорировали, либо терроризировали.

Данченко был не из трусов. И вопреки интригам начал работу над «Садом». Работа продолжалась недолго, всего несколько месяцев. Режиссер был очень высокого мнения о художнике спектакля Владимир Серебровском, что создал достоверный и объемный мир Дома Раневской, создал мир живой природы вокруг этого дома в стиле лучших сценографических традиций Художественного театра времен его отцов-основателей.

Украинский режиссер Сергей Данченко (1937-2001)Украинский режиссер Сергей Данченко (1937-2001)

Конечно, козырь в руках режиссера – великая актриса в роли Любови Андреевны Раневской. А Доронину он всегда так и называл – «великая актриса», «актриса Товстоногова». То есть концепция постановки строилась исключительно «на актрисе», которая играла женщину сильную, уже немолодую, для которой потеря своего вишневого сада равна потере Родины. Идеологически это совпадало с мировоззрением самой актрисы, которая в 80-е била в колокол по поводу разрушения культуры, уничтожения вишневого сада духовности.

Я видел дважды эту постановку. В разные времена. Конечно, возраст актрисы не отвечал возрасту ее героини. Но это все было вторичным рядом с мгновениями настоящего высокого театра, когда Раневская (Доронина) жила на сцене проплаканной жизнью своей чеховской героини.

С течением лет, менялись некоторые исполнители спектакле, Доронина же держалась до последнего. Лишь несколько лет назад она сама ввела на роль Раневской свою коллегу – актрису Лидию Матасову. Но такая обновленная версия прожила недолго. МХАТ, по словам Виктюка, «захватили бандиты», среди которых оказались не только финансовые аферисты (из-под полы Кремля), но и боевики из фронтов ДНР (Захар Прилепин). Теперь эти «бандиты» решили заняться «реконструкцией» классики. Хотя, какая к черту «реконструкция», когда отсутствует главная составляющая спектакля Сергея Данченко – актриса, на которую «Вишневый сад» и ставил в свое время выдающийся украинский режиссер. Доронина пригласила Данченко на постановку после того как сама увидела его «Дядю Ваню» с Богданом Ступкой в Киевском театре имени Ивана Франко. После «Вишневого» они обсуждали идею постановки чеховской «Чайки», где в роли Аркадиной – Доронина, которая видела в своей героине не каботинку, а большую актрису своего времени. Эта идея не была реализована.

«Вишневый сад» в творческой биографии Данченко не был великим спектаклем, это было крепкое представление в русле традиций Художественного театра, где якобы Сергей Данченко находился в художественном плену своего дальнего родственника – Владимира Немировича-Данченко.

Был бы жив Сергей Владимирович, он бы, конечно, запретил всякие «реконструкции» без его согласия и ведома. Но «бандитам» законы этики не писаны. Странно только, что на роль Раневской бандиты берут скромную актрису из «Ленкома» Анну Большову, а не, например, Ксению Собчак или Ольгу Бузову. Леонид Якубович, кстати, уже играет при бандитах на мхатовской сцене какую-то главную роль. Другим из этой же тусовки тоже пора в МХАТ...

В 2018 году Татьяну Доронину отстранили от должности художественного руководителя МХАТ имени Горького, которую она занимала почти 40 лет. Для нее придумали должность президента театра...В 2018 году Татьяну Доронину отстранили от должности художественного руководителя МХАТ имени Горького, которую она занимала почти 40 лет. Для нее придумали должность президента театра...

Такая чеховская драма.

В это же время униженная и преданная пожилая актриса находится в трагической самоизоляции. Не может смириться с изменой учеников и обманом бывшего путинского министра Мединского, которому нужно было только захватить большое театральное помещение в центре столицы и превратить его в барахолку.

Скоты.

Легенда о Художественном театре – одна из моих самых любимых в истории мирового театра. И вот, оказывается, как легко уничтожить идеи Станиславского и Немировича-Данченко. Стоит только запустить в театр – варваров, бандитов и боевиков ДНР.

Судя по медиа и онлайн-версиям, бывшая театральная Мекка переживает времена кризиса, трудностей и агонии.

Поколение бывших великих мастеров мало помалу отходит: Волчек, Табаков, Захаров, Виктюк. Остаются их старые представления, старые легенды и старые стены, которые приватизирует поколения ловких дельцов, как муж Ксении Собчак, режиссер Константин Богомолов. Такие живо ложатся под Путина, Собянина, Суркова, других. Их цель – приватизировать квадратные метры в историческом центре. А репертуар можно представить как эксперименты в виде масляковского КВН, используя названия классических произведений и демонстрируя голые ягодицы. Это такой театр, детка. Во МХАТе Горького пошли дальше ягодиц. И намеревались показать мужские гениталии (в спектакле «Лавр»). Но кого в современном театре удивишь членом? Никого. Поэтому на премьере на член натянули трусы.

«Вот и кончилась жизнь в этом доме» (А. Чехов)

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: