Чего боится Лукашенко. Анализ его выступления
Завершается первый этап трансформации политической системы Беларуси
В Беларуси начало работу Всебеларуское народное собрание. С этого года как один из органов власти, чей президиум (который будет сформирован в ближайшие дни) будет стоять несколько выше других ветвей власти, в том числе и президента.
Для тех, кто не слишком внимательно следит за беларускими событиями, наведу наиболее близкую параллель – «Совет экспертов Ирана», который выбирает Факиха (высшего руководителя, ошибочно называемого аятоллой) государства.
Таким образом, завершается первый этап трансформации политической системы Беларуси. И логично, что первое выступление на таком хурале (как презрительно называют ВНС часть беларусов) отведено именно Лукашенко. Его выступление было, мягко говоря, нетипичным, учитывая предыдущие выходы на публику. Кратко пройдусь по основным тезисам.
1. Выступление больше похоже на подведение итогов
Но не за год, как это было бы логично, а с условного прихода Лукашенко к власти. Чем то напоминает советский подход, когда школьникам в учебниках давали сравнивать объемы производства 1913 и условно 1985 годов. Тем не менее, тема экономики и качества жизни проходила «красной нитью». Выступающий убеждал и аудиторию и себя лично что «беларусы никогда так хорошо не жили» (цитата).
2. Регулярные обращения к теме геополитической трансформации
Тут, естественно, отводилась роль «ошибочной политике Запада», но главным было иное. Еще 5-6, да даже год назад, говоря о геополитике, Лукашенко подчеркивал роль России и, соответственно, «исторически правильную» свою политику по ориентации на РФ. Сегодня Российской Федерации была отведена условная роль «второго порядка». Зато много и подробно говорилось о Китае, его геополитических амбициях и активностях. О «Союзном государстве РФ и Беларуси» вскользь, о ЕАЭС одним предложением, зато много, красочно и с вдохновением о ШОС, Брикс, инициативе «Пояс и Путь».
3. Говоря о врагах, куда же без них, явно проступает смещение акцентов
Условный «Запад» перестал быть «исчадием ада». Добрым он не стал. Дескать страны ЕС и США руководствуются своими интересами (зачастую ошибочными) и принуждают к этому других. В том числе стимулируя развитие конфликтов. То есть вместо врага уже условный «конкурент». Дошло до неслыханного для беларуских чиновников (особенно в последние годы) начала речи «мы спокойно относимся к неприятию западными либералами политической модели нашего развития (обращаю внимание – уже не «запада»,а неких «либералов»), при этом не отрицаем прогрессивные формы западноевропейской демократии – мы их интегрируем, если они не противоречат нашим традициям».
4. Внутренние враги или оппозиция
Тут речь Лукашенко намного более мягкая, возможно самая близкая к нейтральной за последние три года. Упоминаний относительно не много. Тема политического противостояния ушла на четвертый план после экономики, геополитики и «качества жизни». Тем не менее, отчетливо видно, что его тригеррит тема протестов и невосприятия его персоны значительной частью общества. Но оппозиционерам отведены две роли: или ненавидящих страну (буквально пару примеров, один из которых, выдуманный, отсылает к 90-м) либо «заблудших», которые поверили тем самым «западным либералам». Отдельно проступает подсознательный то ли страх, то ли ненависть к носителям беларуской культуры. Беларуский язык из уст Лукашенко звучал трижды, каждый раз якобы, иллюстрируя тему антинародной позиции оппонентов Лукашенко. При этом крайне важно, что не были упомянуты ни Варшавский ни Виленский центры беларуской оппозиции.
5. Украина
О чудо, Зеленский уже не «ополоумел» и уже не «фашист». (кстати, такая трансформация прошла несколько ранее – примерно с января 2024). Просто Украина якобы стала полем противостояния геополитических игроков и, цитата «полем битвы ядерных держав». Заметно так же, что тема войны подменяется темой безопасности для беларусов. В качестве негативного примера приводятся регулярные воздушные тревоги «пугающие детей» и как позитив «у нас этого нет».
Лукашенко явно продавал себя как «необходимое условие мирной жизни».
6. Тема безопасности страны и силового блока
В выступлении умопянуты лишь вскользь. Причем в связке с борьбой с преступностью в 90-е и ростом авторитета армии в последние годы. Привычного бряцания оружием не было. Точнее, оно будет – ВНС будет утверждать новую военную доктрину. Однако спичрайтеры Лукашенко сознательно развели эти темы. И я не удивлюсь, если докладчиками по теме доктрины, кроме ПапыКоли будут и другие лица. Примечательно, что лишь вскользь упомянута роль силовиков в подавлении протестов 20-21 годов.
7. Крайне много ссылок на «эксперты утверждают», «эксперты говорят»
Явная попытка демонстрации то ли осведомленности то ли готовности воспринимать информацию. И, наконец, практически ничего (кроме упоминаний вскользь) о событиях последних двух-трех лет в Беларуси. Зато в финале выступления слова о том, что «создало наше поколение» и «как важно это сохранить».
У прочитавших эти пункты или прослушавших выступление может создаться впечатление что это была чуть ли первая из серии прощальных речей Лукашенко. Отнюдь. С одной стороны вся трансформация политической системы происходит, чтобы данный персонаж мог «уйти не уходя». Именно под него создается пост «председателя президиума ВНС» с функционалом иранского Факиха. Но уходить с президентского поста до 2025 года, то есть досрочно, Лукашенко вряд ли будет. Да и по 2025-му году перспективы неясны. С одной стороны есть давление части его собственного окружения что, дескать «пора», есть напряжение системы и есть даже намеки из Москвы. Но есть неуемная жажда власти и пока нет просьбы «освободить место» из Китая. Поэтому Лукашенко с оргромной долей вероятности пойдет на выборы в 2025 и ему нарисуют 90+ %. Но, повторю свой прогноз который дал 8 августа 2020 (до начала протестов) – это его последний электоральный срок. Избраться вновь он может, досидеть будет крайне сложно.
Лукашенко чувствует проблему (что-что а политическая чуйка у него есть) и поэтому для него крайне важным является внедрение иранской модели. Дабы была вероятность уйти с поста президента, но сохранить власть. Но, в отличие от Ирана, где есть религиозно-идеологический стержень в виде ислама, окружение Лукашенко так и не смогло «родить» идеологию беларуской власти (не говоря о государственной). Поэтому появляются и будут появляться таки выступления. Где престарелый автократ будет убеждать, даже не аудиторию (даже супер лояльную) а, в первую очередь себя самого, что он молодец, что он великий политик и великий лидер.
Коментарі — 0