Газовий демарш Польщі
Конкуренція на ринку Європи викликає у «Газпрому» відчуття безсилля
Мовою оригіналу:
Многие российские электронные и печатные СМИ соссылкой на агентство Reuters распространили известие о том, что Польша решила не продлевать контракт с «Газпромом» на поставку газа.
Об этом в офисе Reuters в Варшаве заявил уполномоченный правительства Польши по вопросам газовой и энергетической инфраструктуры Петр Наимский в рамках ежегодного саммита инвестиций в Восточной Европе, организованного этим агентством.
По его словам, польская государственная газовая компания PGNiG не планирует продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» на поставку российского газа, который истекает в 2022 году.
На наш взгляд, примечательным во всем этом является не только естественное желание компании PGNiG, которое идёт в русле общей энергетической политики ЕС, а прежде всего реакция руководства «Газпрома» на заявление, озвученное представителем польского правительства.
Как сообщила 31 мая в новостях радиостанция «Эхо Москвы» со ссылкой на зампредседателя «Газпрома» Александра Лебедева, концерн уже на этой неделе обсудит с польской стороной корректировку контракта на поставку газа. По его словам, в Москве по-прежнему рассчитывают на мирное урегулирование судебного спора.
Следует отметить, что «Газпром» экспортирует природный газ в европейские страны преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных обычно на базе межправительственных соглашений. Газовый монополист утверждает, что именно долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа в условиях устойчивой работы газодобывающей отрасли.
Между тем на практике в более благоприятном положении оказывается прежде всего производитель и экспортер, так как подобные контракты обеспечивают ему гарантию окупаемости многомиллиардных инвестиций, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов. Что касается импортера, то он попадает в долгосрочную зависимость от поставщика и не имеет возможностей для маневров и поиска более выгодных условий приобретения газа из других источников.
Кроме того, долгосрочные контракты «Газпрома» с его основными клиентами содержат условие «take or pay»/ «бери или плати». Это означает, что в контрактах определен минимальный объем газа, который потребитель обязан оплатить даже в том случае, если фактически возьмет меньший объем. Для такого крупного производителя и поставщика природного газа, каковым является «Газпром», это служит необходимой гарантией того, что сырьё в любом случае будет оплачено. Чем эти жесткие условия подобных контрактов на практике оборачиваются для потребителей, догадаться нетрудно.
Таким образом, практикуемые «Газпромом» долгосрочные контракты выгодны прежде всего концерну, который выступает в одном лице в качестве производителя, поставщика и транспортника, то есть является монополистом в полном смысле этого слова. В отличие от стран — членов Евросоюза, где рынок не монополизирован и, согласно так называемому Третьему энергопакету, функции добывающих, поставляющих и транспортирующих компаний разделены.
Что касается упомянутой Польши, то, согласно контракту с «Газпромом», подписанному в 1996 году, PGNiG покупает порядка 9-10 млрд кубометров российского газа в год, на которые приходится до 80% совокупного объема годового потребления страны. В 2015 году, по данным »Газпром экспорта», в Польшу было поставлено 8,91 млрд куб. м газа.
В ноябре 2012 года «Газпром» и PGNiG подписали дополнительное соглашение к контракту на поставку российского газа в Польшу, изменяющее ценовые условия. В PGNiG указывали, что в соответствии с дополнительным соглашением цена на российский газ должна снизиться более чем на 10%. Позднее «Газпром» подтвердил, что будет соблюдать договоренности с польской стороной относительно эволюции цен в будущем.
Однако в начале февраля этого года сообщалось, что PGNiG подала иск к «Газпрому» и «Газпром экспорту» в Стокгольмский арбитражный суд с целью добиться снижения закупочной цены на российский газ. Иск был подан после того, как переговоры с «Газпромом» о снижении цены на газ, начатые в ноябре 2012 года, не принесли результатов.
Как видим, более трех лет «Газпром» не выполняет взятые на себя обязательства по урегулированию ценового вопроса с поляками. И только после того, как представитель польского правительства затронул тему долгосрочных контрактов — уязвимое место российского монополиста — сразу же в Москве зашевелились. Даже выражается готовность обсуждать с польской стороной корректировку контракта.
Решительность энергетических властей Польши и «добрая воля» газпромовских «стратегов» в немалой степени объясняется тем, что Варшава не только поддерживает стратегию Брюсселя на уменьшение зависимости от российского газа. Но и предпринимает конкретные шаги по диверсификации способов и поиску альтернативных источников импорта газа за пределами России.
Дело в том, что в польском городе Свиноустье на побережье Балтики в 2014 году вступил в эксплуатацию крупнейший в Европе терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 5 млн тонн в год. В декабре 2015 года туда прибыло первое судно из Катара, доставившее пробную партию этого сырья. В соответствии с контрактом между польской нефтегазовой компанией PGNiG и катарской Qatargas, в Польшуприбыло 210 тыс. кубометров СПГ, получателем которого официально стала образованная для этих целей компания Polish LNG.
Вторая партия СПГ по существующему графику была доставлена в феврале 2016 года. Всего по контракту, который подписан на 20 лет, терминал в Свиноустье будет получать ежегодно до 1 млн тонн сжиженного газа из Катара не только для потребностей Польши, но и стран Восточной Европы. Нетрудно догадаться, что реализация этого контракта составит серьезную конкуренцию, включая ценовую составляющую, поставкам трубопроводного газа из России.
То, что именно в феврале 2016 года польская сторона подала на «Газпром» в международный суд и нынешние ее заявления относительно пересмотра долгосрочных российских контрактов в немалой степени связаны именно с реализацией выгодного катарского контракта и связанными с ним ценовыми условиями.
Петр Наимский ясно высказался по этому поводу. «Мы будем стремиться к ситуации, когда долгосрочный контракт становится делом прошлого. Если цена на российский газ будет достаточно конкурентоспособной, мы не исключаем, что будем покупать его, но определенно не в рамках долгосрочного контракта», — приводит агентство Reuters его слова.
В этом отношении дешевые насмешки отдельных представителей «Газпрома» над польско-катарским газовым сотрудничеством, американским сланцевым газом и их самодовольные ответы польской стороне «цитатами русских классиков» демонстрируют лишь бессилие и беспомощность газовой конторы Кремля.
Она лишь должна пенять на себя, так как вовремя не перестроилась и продолжает цепляться за свои нерентабельные дорогостоящие трубопроводные проекты, которые ложатся немалым бременем на баланс монополиста.
Джерело: Каспаров.ру
Коментарі — 0