На что похож почерк мукачевских событий
То, что произошло в городе Мукачево Закарпатской области, могло произойти в любой приграничной области Украины
Везде была бы благодатная почва для явлений, похожих на мукачевские. Пока трудно сказать, что послужило поводом для мукачевских событий, а потом и во Львове, и в Ивано-Франковске. Но уж больно похож «почерк» на то, что вытворяли НКВД и МГБ СССР на Западной Украине и в среде украинских патриотических движений (когда внедряли агентов даже в руководство, не говоря уж об их структурах) в 40-х - 50-х годах прошлого века.
В последние дни мукачевские события 11 июля 2015 года пытаются представить как локальный конфликт, проблему одной области, а не общегосударственную. В этом плане озадачивает то, что МИД Украины говорит о проблеме страны, а руководство страны – о локальном конфликте?
Реакция официального Киева на события в Мукачево, наверно, оправдана. Освобождены руководители области и областных силовых ведомств. Переформатирована почти вся таможня и пограничная служба в Закарпатье и т.д. Не исключено, что в ближайшее время увольнения последуют и в Киеве среди кураторов Закарпатской области в разных ведомствах.
Мы продолжаем смотреть на мукачевскую стрельбу и реакцию Киева, а также соседних стран через призму евроинтеграции, не особо задумываясь, как воспринимают нас в мире: как европейскую страну или «совок». В этом плане будет полезным немного пофантазировать. В частности: 1) как бы развивались события во времена СССР; 2) что делалось бы в странах ЕС в похожей ситуации?
Ответ прост: во времена Союза реакция была бы почти аналогична нынешней в Украине; а в любой цивилизованной европейской стране все названные чиновники и многие другие руководители подали бы отставку, а по многим бы открылись уголовные дела и некоторые были бы задержаны. На первый взгляд – это незаметно. Но на самом деле есть принципиальная разница. В первом случае (по «совковому»), все решают руководители страны, региона, отрасли и т.д. В таком случае низы слепо выполняют указания сверху.
Во втором – инициатива принадлежит низам, а руководители только выражают волю низов. Еще говорят, что 15 июля 2015 года местные руководители в Закарпатье по-царски (по-советски) готовились встречать высоких гостей из Киева. Даже мыли улицы.
По таким аспектам демократический запад оценивает уровень «европейскости» нашей страны. И, к сожалению, мы экзамен в этот раз сдали «по-советски» – нас воспринимают скорее «совком», а не демократическим государством.
Таким образом, исходим из того, что реакция официального Киева на события в Мукачево, спровоцированные контрабандой, правильная. Надолго – ли? Мировой и украинский опыт показывает, что на определенное время. Скорее всего, речь идет о месяцах – пока все, кто причастен к контрабанде, не «завербуют» сторонников среди новых, или научатся обходить «невербуемых», или используют еще какой-то принцип мирного сосуществования.
То есть, контрабанда через Закарпатскую часть границы восстановится, если не изменится система. То есть, пока не будет системного ответа, предопределяющего ее невыгодность.
Один из наиболее эффективных многоцелевых ответов разработан еще в 1992 году по инициативе тогдашнего народного депутата Украины академика И.Юхновского при активной поддержке Народного Руха Украины. Тогда, среди прочего, предлагалось системно переформатировать (реформировать) экономику УССР под потребности суверенной Украины.
Речь шла, в частности, о том, чтобы в нашей стране производилось максимум из того, что потребляется. Ведь в УССР отдельных видов продукции вообще не производили, они завозилось с других советских республик. А была такая продукция, которой производили у нас в разы, а то и десятки раз, больше, чем потреблялось (например, продукция химической и металлургической промышленности). В этом нет ничего удивительного. Ведь украинская экономика создавалась как часть советской экономики. Вывод: экономику УССР нужно было системно переформатировать. Идти по пути, о котором говорил в 1945-м году тогдашний временный премьер-министр Франции Шарль де Голь (будущий президент Франции): «Страна должна быть в состоянии производить все, что потребляет».
Кстати, тогда Франция себя обеспечивала примерно на 80%, а Украина сегодня – менее, чем 50%. Уже это указывает куда нам двигаться, если думать о стране и всех людях, а не только об олигархах. Конечно, открытие и развитие новых отраслей, перепрофилирование существующих, обучение переобучение и т.д. требует денег. И не малых. Но, с одной стороны, это легко и прозрачно подсчитывается. С другой – в мире положительно отреагировали бы на такие запросы Украины.
Словом тогда, в 1992-м, предлагалось сделать самодостаточную Украину при нормальной работе силовиков, включая таможенную и пограничную службы; с новыми отраслями, и миллионами новых украинских рабочих мест. Только так можно существенно снизить экономическую привлекательность контрабанды.
К большому сожалению, тогда руководство не прислушалось к украинским патриотам. Силовые структуры Украины погрузли в коррупции. А ныне мы пожинаем «плоды» и даже де-факто расплачиваемся территорией.
Рано или поздно (лучше уже сейчас) нужно будет начинать делать то, что не сделано в 90-х годах прошлого века. В частности, нужно убрать причины, порождающие контрабанду, а не бороться с ее последствиями.
Источник: Новое время
Коментарі — 0