Эффект фургона с оркестром на местных выборах
Ситуация дошла до смешного. В Одессе, например, почти каждый из кандидатов в мэры имеет в запасе своё «социологическое исследование»
Украина находится в преддверии очередных выборов. Чем ближе день голосования, тем больше в общественном пространстве появляется сфабрикованных соцопросов несуществующих фирм, обслуживающих интересы тех или иных кандидатов.
Видимо, политтехнологи узнали из учебника по социальной психологии о так называемом «эффекте фургона с оркестром», согласно которому люди склонны присоединяться к мнению большинства, но на выборах это срабатывает далеко не всегда. Иначе откуда бы брало голоса меньшинство?
Да, бывают ситуации, когда эффект «присоединения к большинству» на выборах работает - когда партия находится на грани прохождения, и ей нужно добрать голоса. Тогда очень важно показать, что она таки проходит, и социологическое свидетельство прохождения барьера (реальное или мнимое) может помочь. Сработал этот эффект на последних президентских выборах, когда была вероятность, что Петр Порошенко победит в первом туре. Социология показала, что это возможно, и все закончилось в первом туре.
А в Одессе этот «эффект» довели до абсурда – сразу несколько кандидатов в мэры «имеют» большинство, притом убедительное, порядка 70%. И к кому же прикажете «присоединяться» растерянному избирателю? И что ему думать? Правильно – что это «социологи продажные». Вот только к социологии это не имеет никакого отношения.
Мы же не говорим о каждом человеке, который пишет на заборе, что он писатель или журналист. Так и тут. Если человек бегает с какими-то анкетами, этого не делает его социологом. Тем более зачастую для реализации подобных «опросов» никто не утруждает себя беготнёй с анкетами. И дело не в них, а в СМИ, которые питают своего потребителя некачественной пищей.
В целом все избирательные соцопросы, которые фигурируют в медийном пространстве, можно поделить на три категории:
1. Реальные социологические опросы, которые обнародуют лишь тогда, когда это выгодно заказчику. Если опрос показал невыгодные ему результаты, то их оставляют при себе. Как правило, их проводят авторитетные фирмы, которые существовали задолго до выборов, и у них нет никакого интереса в том, чтобы портить себе репутацию. Есть исключения – социологические опросы, которые не имеют «хозяина» и изначально предназначенные для широкой публики – проекты, финансируемые международными фондами. Но они не меряют рейтинги на конкретных избирательных округах.
2. Аматорские соцопросы. Некоторые люди (особенно социально активные) искренне не понимают, зачем учиться для того, чтобы бегать по улице с анкетами. И часто они думают, что если им никто не платит, то это и есть настоящий социологический опрос. Хотя уверена, что на хирургическую операцию к такому «искреннему общественнику» никто из них не пошел бы».
К примеру, одесский телеканал «Круг» заявил, что они провели социологическое исследование, которое показало, что абсолютная поддержка горожан на предстоящих местных выборах принадлежит Эдуарду Гурвицу (74%). Девушка на экране с искренним воодушевлением честно рассказала, что они опросили на улице 50 человек и ещё 70 в интернете.
3. «Опросы», которые никто не проводит, просто СМИ публикуют выдуманные результаты. Коллега из Одессы, которая возглавляет социологическую службу, рассказала мне забавную историю. Ей позвонили по телефону, и сказали, что везут целую сумку денег. На её вопрос, какое же нужно провести исследование, заказчики ответили, что никаких опросов проводить не нужно. Достаточно просто опубликовать выдуманный результат под именем серьёзной социологической службы.
Вместе с тем, стоит отметить, что серьёзные социологи на это пока что не ведутся. Как минимум, я не видела, чтобы серьёзная организация вышла с подобными фейковыми опросами.
Однако остается вопрос к масс-медиа, обязанность которых давать гражданам объективную правдивую информацию, а вместо этого они обнародуют откровенную ложь. Притом иногда не брезгуют этим и общенациональные СМИ. Вот недавно газета «Деловая столица» обнародовала «опрос» некоей организации «Український інтелект», которая «предсказывает» кандидату на должность мэра Киева Сергею Думчеву второе место на выборах. И эти так называемые «социологи» утверждают, что за два дня они опросили 2 тыс. респондентов. Нужно совсем ничего не понимать в социологии, чтобы утверждать подобное. Так что к социологии это «интеллект» не имеет никакого отношения.
Вопросы к СМИ – насколько законно публиковать не существующие опросы или непрофессиональные? Возможно, этим стоит озаботиться Центральной избирательной комиссии? Да, и теперь же есть Министерство информации? Соответствие нашей информации стандартам качества не интересует? А то вроде бы хотим интегрироваться в Европу, и с такими «рогами и копытами»?
Источник: Новое время
Коментарі — 0