Бомба для встречи с Обамой
Накануне Генеральной ассамблеи ООН разгорелся скандал по поводу американского ядерного вооружения в Европе. В чем подоплека
Встреча Владимира Путина с Бараком Обамой в Нью-Йорке может потенциально развернуть конфронтацию с Западом в более спокойное русло и снизить вероятность войны (ядерной), хотя бы до уровня февраля-марта 2014-го. За саммитом в Нью-Йорке будут, наверное, следить в разных странах, особенно в Сирии и на Украине, почти так же, как лет 30 назад ждали новостей о ходе встреч лидеров США и СССР. Успех в Нью-Йорке нужен обеим сторонам, причем России больше, поскольку она за последние год-два «провалилась» по всем параметрам намного глубже.
Понятно, что в Нью-Йорке встречаются не друзья или «партнеры», а фактические противники, и отлаженная машина госпропаганды продолжает работать без перерывов.
Когда до официального объявления о саммите оставались часы, из Москвы вдруг выдали залп угроз из-за сообщения о том, что в Германии собираются модернизировать самолеты Tornado для возможного применения новых, пока несуществующих американских тактических ядерных бомб типа B61-12.
Из сообщений немецких СМИ могло показаться, что 20 бомб B61-12 будут размещены на американской авиабазе Бюхель (федеральная земля Рейнланд-Пфальц) уже скоро, чуть ли не до конца года. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что это «может привести к нарушению стратегических балансов в Европе, что, безусловно, потребует от России принятия соответствующих контршагов и контрмер для восстановления паритета». В МИДе американцев и НАТО обвинили в нарушении Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Впрочем, производство бомб B61-12 начнется в США лишь после 2020 года, а в Европе, в том числе в Германии, они могут появиться где-то в 2023 или 2025 годах. Несмотря на это, из Москвы последовали угрозы: развернуть оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М» в Калининградской области, нацелить на Бюхель ядерные ракеты, перебазировать к Западным границами дальние бомбардировщики Ту-22М3.
А в Госдуме первый замглавы комитета по международным делам Леонид Калашников предложил выйти из бессрочного Договора по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) от 1987 года, чтобы «развязать руки».
На базе в Бюхеле уже сегодня хранится до 20 американских ядерных бомб B61 более ранних модификаций, неуправляемых (свободного падения), с регулируемой мощностью от 0,5 до 80 килотонн тротилового эквивалента. Конкретную мощность взрыва можно установить на изделии до боевого вылета в зависимости от задачи. Основное отличие B61-12 в том, что она станет высокоточной, с GPS наведением и останется после 2025-го единственной развернутой модификацией американских ядерных бомб для выполнения всех задач любыми самолетами-носителями.
Всего сейчас в Европе до 150 тактических американских бомб B61 на базах в Германии, Италии, Голландии, Бельгии и Турции (Инджирлик — на границе с Сирией). Все это оружие в мирное время находится под американским контролем, а в случае войны может быть передано под так называемый «двойной ключ» — применятся союзными ВВС при одновременном американском согласии.
Tornado — многоцелевой германо-англо-итальянский самолет семидесятых годов с изменяемой стреловидностью крыла и укороченным разбегом. Основная задача — скоростной прорыв полевых систем ПВО на малой высоте для нанесения удара (в том числе ядерного) по наступающим танковым группировкам. Наносить удары вглубь территории противника и выполнять стратегические задачи не может.
Российские учения «Запад» еще с девяностых годов предполагали возможное нанесение «ограниченного» ядерного удара по нескольким европейским городам для сдерживания натовской агрессии под Калининградом.
Но всегда, даже во времена СССР, априори предполагалось, что глобальной ядерной войны можно избежать, и ее возможность публично не обсуждалась. Так что в подобном раскладе «евробомбы» B61 — средство сдерживания конфликта в Европе, такое же, как и российское ядерное оружие. Ядерное оружие «двойного ключа» не только юридически соответствует ДНЯО, но, по сути, сдерживает дальнейшее ядерное распространение.
Предполагаемый русский ответ на несуществующую пока угрозу бомб B61-12 выглядит странно. По плану «Искандер-М» должны развернуть в Калининграде в 2017-м в любом случае: для перевооружения местной ракетной бригады. А до Бюхеля, кстати, эти комплексы никак не достанут, если, конечно, «Искандер-М» соответствует, как заявлено, договору РСМД — т.е. имеет дальность до 500 км. Ту-22М3 — морской ударный комплекс для уничтожения авианосцев. Попытки применения этого самолета в Афганистане и в Грузии в 2008-м были провальными — Ту-22М3 уязвим, слеп и непригоден для нанесения высокоточных ударов: радарный прицельный комплекс на суше ничего толком не «видит» (кишлак от горы не отличает).
Военно-технической логики в истории с B61-12 не так много, но есть, конечно, политические и пропагандистские задачи. В Германии сильны пацифистские и антиядерные настроения. Наращивание угроз должно напугать европейцев и, по возможности, ослабить их союз с США — это давняя стратегическая цель Москвы, очень актуальная и сегодня, и саммит с Обамой ее не отменяет.
В России также существует достаточно мощное лобби, добивающееся выхода из договора РСМД, чтобы вернуть утраченные когда-то ракеты.
Путин публично высказывался о возможности отказа от РСМД, но никаких шагов в этом направлении пока не сделано, хотя в Вашингтоне утверждают (а Москва — отрицает), что в РФ испытали и подготовили к развертыванию запрещенную договором РСМД крылатую ракету (КР) наземного базирования большой дальности на основе имеющихся КР морского и воздушного базирования C-10 «Гранат» и Х-55. Новая ракета могла бы накрыть всю Европу, но двигатели Р95-300 для отечественных КР делали в Запорожье на ПАО «Мотор-Сич», и их «импортозамещения» пока нет. Так что РСМД остается в силе при любом исходе саммита в Нью-Йорке.
Источник: Новая газета
Коментарі — 0