Росія проти ЄС: finita la commedia «Північного потоку-2»
Якщо станеться легалізація проекту «Північний потік-2», це буде означати смерть не тільки Енергетичного союзу, але і ЄС як такого
Мовою оригіналу
Реализация проекта «Северный поток-2» находится в нулевой фазе. То, что делается по территории России, нельзя считать запуском или фактическим стартом. Точкой старта будет начало работ на морском участке. Пока что «Газпром« при всех победоносных реляциях «строили, строим, и будем строить» не рискует начинать укладку труб на морском участке. Нет соответствующего решения Европейской комиссии: либо мягко позитивного, либо нейтрального, умывающего руки, что автоматически включает зеленый свет для реализации этого проекта, как российско-германского или «Газпрома» и группы европейских компаний – почитателей «Газпрома».
Ситуация очень зыбкая. Еврокомиссия из принципиальных соображений не может дать поддержку этому проекту. Но с другой стороны она не хотела бы его блокировать, проект очень активно поддерживается как минимум правительствами Германии и Австрии, и плюс группой компаний, которые вошли в партнерство с «Газпромом». Хотя, опять-таки, надо обратить внимание на то, что эта группа компаний мягко из этого партнерства вышла и сейчас заняла активно-созерцательную позицию – дает денег и смотрит, что же из этого проекта получится. Если получится – хорошо. Если не получится, виноват «Газпром», деньги вернет. Особых сантиментов там тоже нет. В этой ситуации «Газпром» прикладывает массированные усилия по всем направлениям, пытаясь доказать, что этот газопровод необходим и без него не обойтись. Хотя в самой Еврокомиссии не существует иллюзий, что этот проект уж так необходим. Более того, подчеркивается, что необходимости в нем реально нет. Отсюда и такая неоднозначность позиций Еврокомиссии, связанная с тем, что, собственно, все прогнозы потребления европейского газа в Евросоюзе, связанные с дальнейшим снижением добычи газа в странах-членах ЕС и в Норвегии, не являются убедительным аргументом, чтобы строить новые трубопроводы. Существуют избыточные мощности на тех направлениях, которые традиционно используются. Имеется в виду маршрут через Украину и Словакию.
Однако в структурах Еврокомиссии, где доминирующую позицию, так или иначе, занимает Германия, «Газпром» и сторонники «Газпрома» пытаются продавить нужное им решение. Они используют Еврокомиссию как механизм легитимизации этого проекта во всех отношениях, не только с юридической точки зрения, но и для того, чтобы доказать, что этот проект действительно нужен. А реально он не нужен. И в этом смысле для Еврокомиссии существует дилемма выбора между энергетическими ценностями, задекларированными и зафиксированными в целом ряде документов ЕС, и интересами отдельных стран-членов ЕС, а также группы компаний.
Активная немецкая позиция изнутри ЕС и российская извне пытаются склонить Еврокомиссию к принятию позиции выступить на стороне их интересов. Но и здесь не все получается. Возьмем во внимание известное «письмо десяти» – десяти глав государств и правительств стран центральной и восточной Европы – членов ЕС к Еврокомиссии в прошлом году с призывом отказаться от этого проекта. С другой стороны есть позиция, условно говоря, трех – Германии, Австрии и Франции, хотя Франция занимает очень осторожную позицию. Французская компания Engie участник этого проекта. Но для французов газ (и российский газ) не так значим. У Франции всегда была, есть и будет приоритетом ядерная энергетика. Поэтому они скорее попали в это компанию по инерции старых представлений о сотрудничестве. И даже сама стратегия компании Engie направлена не столько на развитие газовой отрасли, сколько на альтернативную энергетику. Из-за чего произошел ребрендинг компании, известной ранее, как Gaz de France.
В этом смысле, конечно, возникает ситуация, когда десять стран «против» проекта, а три условно «за». В любом случае консенсуса в ЕС нет. Исходя из этого, проект просто не должен реализовываться, решения по нему нет, он раскалывает Энергетический союз ЕС. Поэтому российской и немецкой сторонами и была избрана такая стратегия, мол, ЕС вообще не имеет никакого отношения к этому проекту и европейские институты тоже, потому что это, по сути, проект российско-германского партнерства. Но такая позиция не безупречна, так как затрагивает интересы целого ряда стран-членов ЕС, которые ее и высказали в своем «письме десяти». Поэтому не получается у российско-пангерманского трио, если иметь в виду Германию и Австрию, подвести какую-то юридическую базу либо под рассмотрение этого проекта, либо под нерассмотрение. Поэтому я думаю, что в ближайшие полгода, или до конца этого года, мы где-то увидим finita la commedia. Но есть основания полагать, что будет то же самое, что и с проектом «Южный поток». В один прекрасный момент он будет прекращен. Но поскольку Россия не может не строить какие-то потоки, то, наверняка, придумает какой-то следующий. Но это не будет так просто. Ведь даже сопротивление «Северному потоку-2» последний год идет по возрастающей.
В самое ближайшее время мы будем свидетелями того, что победит: принципы, зафиксированные в европейских документах и на основании которых Украина (вне ЕС), Польша и остальные страны-члены Центральной и Восточной Европы в рамках Энергетического союза ЕС требуют отказа от этого проекта; или победят интересы трех, за которыми стоит коррупция, «шредеризация» и корпоративные интересы, с помощью которых пытаются манипулировать не только правительствами стран-членов вот этой троицы, но и европейскими институтами, что крайне опасно. И если произойдет легализация проекта «Северный поток-2», это будет означать кончину не только Энергетического союза, но и ЕС как такового. Принципы перестанут работать. Тогда можно нарушать любой договор, любой документ, находя те или иные обоснования, базирующиеся на интересах той или иной страны-члена ЕС. И так начнут действовать все. Тогда разломается единое пространство, чего и добивается Россия. И даже если «Северного потока-2» не будет, Россия уже добилась промежуточного успеха – она, по сути, сделала еще одну большую трещину в и без того зыбком ЕС.
Коментарі — 0