КАРТ-БЛАНШ. Россия может потерять Украину, как Балтию
Попытки Москвы научить Киев жить по уставу закончатся разрывом двусторонних отношений
Экономической войной назвали некоторые эксперты ситуацию, сложившуюся в отношениях между Россией и Украиной в августе 2013 года. Кто-то усмотрел в усилении контроля над украинской продукцией козни Кремля, стремящегося «не пущать» Украину к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. Кто-то идет еще дальше и считает данный казус проявлением имперской сути официальной Москвы. При этом ужасаясь: ведь введение ограничительных санкций бьет по интересам самой России! Неужели российское руководство готово идти на такие меры и убытки в экономике ради политического результата?
Отношения между Украиной и Российской Федерацией в экономической сфере нельзя было назвать безоблачными – по крайней мере на протяжении последних лет. Время от времени возникали сырные и трубные войны, отмечались проблемы в банковской сфере (особенно у российских банков, обосновавшихся в Украине). Притчей во языцех стали газовые вопросы: Украина пыталась добиться снижения цен на газ и отмены драконовской нормы, подписанной в свое время Юлией Тимошенко, – принципа take or pay, согласно которому Украина должна была платить за фиксированные объемы газа без права реэкспорта (хотя реальные потребности украинской экономики в голубом топливе оценивались значительно ниже). Все это создавало небольшую нервозность, но не могло сказаться на отношениях между странами в целом. Россия оставалась для Украины крупнейшим торговым партнером. Украина для России – партнером номер три.
Нежелание Украины входить в состав Таможенного союза (точнее, желание получить особый статус в Таможенном союзе) создавало нервозность политического характера. Для России позиция Украины считалась неприемлемой – Устав ТС не предусматривает ассоциированное или какое-либо другое получленство в союзе, здесь действуют довольно жесткие нормы и ограничения. Но президент Украины Виктор Янукович продолжает настаивать на формуле «3+1», при которой Украина присоединилась бы к Таможенному союзу ровно настолько, чтобы не навредить своему продвижению в сторону Запада.
То, что между Украиной и Россией не наилучшие отношения в политическом плане, видно невооруженным глазом. Последняя встреча двух премьеров в Москве была более чем показательной, как и ранее – встреча президентов в Киеве. Напряженность в отношениях между президентами двух стран не замедлила сказаться на экономических взаимоотношениях. В продукции флагмана украинской кондитерской промышленности Roshen был обнаружен сильнейший канцероген – бензопирен. Относительно этой продукции были введены ограничительные санкции. То, что бензопирен в конфетах Roshen не был обнаружен в результате лабораторных исследований, проведенных в Европе, Таджикистане, Казахстане и Белоруссии, не стало показателем для главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Кстати, странным образом обошли молчанием то, насколько соответствует стандартам продукция предприятий Roshen, расположенных непосредственно на территории РФ.
Дальше – больше. Начались системные и тщательные проверки украинских товаров, ввозимых в РФ. Российская сторона заявляла о том, что это – плановые проверки, которым подвергаются все товары, поступающие из Европы, и если Украина желает подписать соглашение об ассоциации с ЕС, то должна привыкать к повышенным требованиям к своим товарам со стороны России. Ситуация могла перейти в режим транспортного коллапса, который мог парализовать работу таможен России и Украины: ведь необходимо было тщательно проверить тысячи вагонов и фур! К тому же по отношению к Украине вводились требования более высокие, чем к странам Евросоюза (я уже не говорю о требованиях к другим странам, подписавшим соглашения об ассоциации с ЕС, – например, к Израилю, Чили, Египту, Вьетнаму, Марокко и т.д.).
Переговоры между правительствами Украины и России привели к тому, что напряжение в данный момент слегка удалось снять, таможня заработала в прежнем режиме. Очевидно, что в данной ситуации речь шла не о полномасштабной торговой войне, а только о своеобразных «военных учениях»: Россия решила продемонстрировать Украине, какой режим торговых отношений наступит после того, как Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС. При этом Украине не предлагают ничего такого, что бы выходило за рамки законности. В армии есть такой принцип: загнать человека по уставу. Приходит молодой солдат к сержанту и начинает требовать справедливости, возмущаясь дедовщиной или другими проявлениями неуставных взаимоотношений. Ах, так? Ну так мы тебе покажем, что такое устав! И начинается настоящий ад: 24 часа в сутки от солдата требуют неукоснительного – вплоть до мелочей – соблюдения этого самого устава, без поблажек и попустительства.
То же самое сегодня применяют и к Украине. Стремитесь к ассоциации с ЕС – готовьтесь к жизни по уставу. В том числе к особо тщательным проверкам товаров на соблюдение стандартов – и любое незначительное отклонение может привести к санкциям. Очевидно, подобные действия будут введены сразу же после 29 ноября, после Вильнюсского саммита стран «Восточного партнерства», на котором, как ожидается, Украина сможет подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
Учитывая то, что соглашение об ассоциации с ЕС не несет сиюминутных выгод украинской экономике – наоборот, эксперты утверждают, что первые несколько лет Украина будет терпеть серьезные проблемы как следствие вступления в силу соглашения, – подобные меры со стороны России вряд ли могут положительно откликнуться на ситуации в Украине. Уже сейчас украинские экономисты начинают острую дискуссию о том, что же в этой ситуации делать и какие шаги предпринимать.
Понятно лишь одно: от подобного противостояния не выиграет ни одна сторона. Введение ограничений со стороны России станет сильным ударом по экономике Украины. Но с политической точки зрения можно прогнозировать: Россия, введя «санкции мести», потеряет Украину навсегда. Как некогда потеряла страны Балтии.
Коментарі — 0