Дмитрий Марунич Эксперт Института энергетических исследований

Списание долгов и... приватизация

На прошедшей неделе народные депутаты Александр Пеклушенко и Владимир Олейник (Партия регионов) зарегистрировали в ВР законопроект № 8284 «О некоторых вопросах списания и реструктуризации задолженности за потребленный природный газ и электроэнергию».

На прошедшей неделе народные депутаты Александр Пеклушенко и Владимир Олейник (Партия регионов) зарегистрировали в ВР законопроект № 8284 «О некоторых вопросах списания и реструктуризации задолженности за потребленный природный газ и электроэнергию».

Проектом предлагается реструктуризировать задолженность предприятий водо- и теплоснабжения за энергоносители перед НАК «Нафтогаз Украины» и облэнерго на период до 20 лет. Также могут быть списаны долги (включая пеню и штрафы), по которым истек срок исковой давности.

Отопительный сезон 2010-11 гг. стал рекордным по объемам задолженности за потребленный газ. По данным компании «Газ Украины», задолженность предприятий тепловой энергетики за отопительный сезон 2010-2011 годов составляет 8,1 млрд. грн. или более $1 млрд., (включая АК «Киевэнерго»). Несмотря на неоднократные поручения премьера Николая Азарова и публичную критику со стороны первого вице-премьера Андрея Клюева топливно-энергетический блок правительства и руководство госкомпаний не справились с задачей повышения платежной дисциплины.

Согласно ст. 259 Гражданского кодекса Украины, период исковой давности составляет три года, для взимания штрафов и пени – один год. Таким образом, законопроект предлагает списать долги предприятий ТКЭ, образовавшиеся до 2007 года включительно. А это миллиардные суммы, учитывая, что общая задолженность теплокоммунэнерго за газ с 1999 года составляет 13 млрд. грн.

Очевидно, что при нынешней попустительской политике со стороны Минэнергоугля, «Нефтегаза Украины», ДК «Газ Украины» к должникам простое списание долгов будет иметь единственный эффект – должники и далее не будут платить за потребленный газ. Это ухудшит финансовое положение «Нефтегаза Украины», однако, разработчики законопроекта и не преследовали цель помогать госкомпании.

Цель законопроекта – открыть путь для приватизации предприятий теплоэнергетики, поскольку, в нынешнем финансовом положении они не интересны потенциальным новым собственниками. Конечно, потенциальным претендентам было бы проще обанкротить предприятия ТКЭ для последующей приватизации. Однако это законодательно запрещено.

13 января 2011 года ВР в очередной раз продлила действие моратория, приняв закон №2711 «О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса», которым запрещается банкротить предприятия ТЭК.

Списание долгов станет первым шагом для расчистки финансового баланса теплоэлектроцентралей и других поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Во всем мире – жилищно-коммунальные услуги один из привлекательных видов бизнеса, развитие которого в Украине сдерживается исключительно заниженными тарифами. Однако последние действия власти (принятие Налогового кодекса, разработка проекта трудового кодекса и пенсионной реформы) показали, что эра дешевых жилищно-коммунальных услуг для населения страны подходит к завершению. И крупные игроки в Партии регионов начали подготовку плацдарма для приватизации теплоэлектроцентралей.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: