Войны патриотов
Почему губернатор и олигарх силой отбивал офис в Киеве
В четверг, 19 марта, Рада внесла изменения в деятельность акционерных обществ. Был снижен с 60 до 50% кворум, необходимый для собрания акционеров. В частности, это означало: государство в лице НАК «Нафтогаз» возобновляло контроль над «Укртранснафтой», с 2003 года фактически управляемой группой «Приват» Игоря Коломойского.
В тот же день наблюдательный совет компании «Укртранснафта» отстранил Александра Лазорко от исполнения обязанностей председателя, вместо него временным председателем поставили Юрия Мирошника. Основание — закон один для всех.
Накануне появилась информация о том, что министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин крайне недоволен деятельностью руководителя «Укртранснафты». «Министру стало известно, что в 2015 году стоимость хранения государственной нефти повысили в два раза», — писал авторитетный еженедельник «Зеркало недели — Украина». Нефть находилась в резервуарных парках трех НПЗ, принадлежащих группе «Приват», а Лазорко, выходец из «Привата», по мнению правительства, не впервые, что называется, путал частный карман с государственным.
Нечто подобное уже происходило в мае 2014-го, когда «Укртранснафта» по собственной инициативе выкачала из магистральных нефтепроводов 675 тысяч тонн технологической нефти, чтобы переработать на предприятии в Кременчуге. Мотив выглядел благородным: нефтепродукты предназначались для нужд армии и Нацгвардии. Но зарабатывали на операции переработки лишь структуры Коломойского, что вызвало протест других участников рынка.
Но премьер Арсений Яценюк потребовал от правоохранительных органов возбудить уголовное дело и привлечь виновных к ответственности. Однако Генпрокуратура спустила дело на тормозах. Не в последнюю очередь, думаю, из политических соображений. К той поре Игорь Коломойский уже занял собой одним нишу олигарха-патриота, прилагавшего максимум усилий для обороны страны от агрессии.
Поэтому и сейчас «отставник» Лазорко не покинул кабинет, а забаррикадировался в нем. Юрий Мирошник вступал в должность в сопровождении нескольких десятков мужчин в гражданском. Охрана оказала новому шефу нерадушный прием. На помощь позвали спецподразделение «Альфа» и телекамеры, так что стеклянные двери разбивали и руки ломали в прямом эфире. Лазорко заявил, что имеет место рейдерский захват, покушение на нефть, принадлежащую государству, и отправился на пресс-конференцию. А в кабинет вернулся уже вместе с губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским.
Охрана Коломойского (либо представители добровольческих батальонов, понять трудно) — в бронежилетах, с дубинками, сведений о наличии либо отсутствии огнестрельного оружия нет — снова с применением силы восстановила статус-кво и заняла позиции у входа в офис…
На переговоры приехал министр Демчишин вместе с главой наблюдательного совета «Укртранснафты» Савченко. Группа поддержки в лице народных депутатов во главе с бизнес-партнером Коломойского Геннадием Корбаном также включилась в процесс. Министр старался убедить журналистов в том, что ситуация контролируемая, просто у всех напряжены нервы в силу понятных причин. Однако по сведениям, полученным журналистами «Украинской правды», Коломойский «строил» визитеров, как генерал — рядовых, обещал посадить либо отправить в АТО.
Ближе к полуночи из офиса вышел сам днепропетровский губернатор и… обложил отборной бранью журналиста «Радио Свобода»: не понравился вопрос. Садясь в машину, бросил небрежно: «Еду на встречу к президенту!»
До политического решения Петра Порошенко больше ничего не предпринимали. А о решении главы государства прессу поставил в известность Коломойский: «Мы договорились с президентом и премьером, что Мирошник не станет проводить проверки в «Укртранснафте». Общая позиция — задействовать в проверке компании большой четверки (две авторитетных британских, американская и голландская компании. — О. М.). Пусть проверяют и делают выводы. И если нарушений не найдут, то Лазорко придется наградить, поскольку он — патриот».
Впрочем, точка зрения Порошенко, высказанная во время общего брифинга с президентом Турции, звучала так: «Я поручил обеспечить неукоснительное выполнение решений правительства относительно руководства «Укртранснафты».
А вот за матерную лексику, обращенную к журналисту, олигарху и госслужащему Игорю Коломойскому объявлен выговор в приказе, подписанном президентом.
Коментарі — 0