Двойные стандарты единства. Как Россия ведет торгово-политические войны
Россия опять ведет торгово-политические войны с двумя главными для себя странами постсоветского мира — партнером по Таможенному союзу и Союзному государству Белоруссией и Украиной.
Россия опять ведет торгово-политические войны с двумя главными для себя странами постсоветского мира — партнером по Таможенному союзу и Союзному государству Белоруссией и Украиной, которую Кремль все годы путинского правления пытается сделать политическим вассалом Москвы. Можно сколько угодно ругать «батьку» за арест топ-менеджера российской компании «Уралкалий» Владислава Баумгертнера. Но Путин слишком хорошо и давно знает Лукашенко, чтобы не понимать: когда российская компания атакует «Беларуськалий», главного поставщика валюты в небогатую Белоруссию, реакция последует незамедлительно. И сама по себе эта атака, как и резко появившиеся после ареста Баумгертнера претензии к белорусскому молоку, а также угроза сократить поставки российской нефти на белорусские НПЗ, явно не похожи на отношения стран-союзниц.
При этом Россия не отказывает Белоруссии в валютных кредитах. То есть одной рукой пытается купить лояльность Минска, а другой подсаживает его «на измену». В результате идеологически и ментально близкие страны с одинаково бессрочными президентами находятся в состоянии перманентной вражды.
С Украиной Россия поступает не лучше. Сначала грубым вмешательством в тамошнюю избирательную кампанию в середине 2000-х мы пытались во что бы то ни стало сделать президентом «пророссийского», как думали в Кремле, Януковича вместо «прозападного» Ющенко. Ющенко больше нет не только на посту президента, но и вообще в украинской политике. Украиной давно правит как раз Янукович, которого часть украинской оппозиции вообще называла российским губернатором. Однако отношения между странами все хуже. Просто Кремль никак не смирится с тем, что Украина — независимое государство, интересы которого не во всем совпадают с российскими.
Нынешние попытки наказать Киев за соглашение об ассоциации с Евросоюзом еще больше отдаляют Украину от России. То в конфетах украинской фирмы «Рошен» зоркий товарищ Онищенко единственный в мире разглядит бензопирен. То советник президента РФ Сергей Глазьев в интервью изданию «Коммерсант-Украина» открытым текстом заявит, что в результате подписания соглашения об ассоциации с ЕС Украина «теряет самостоятельность и перестает быть для нас не просто стратегическим, но даже полноценным партнером». Можно подумать, она не потеряла бы самостоятельность, вступив в Таможенный союз. Особенно на фоне кабальных газовых соглашений и наличия на территории Украины до 2042 года российского Черноморского флота. Желая вовлечь Украину в сферу своего геополитического влияния, Москва при этом продает ей газ дороже, чем странам ЕС. И тем самым разоряет украинскую промышленность. Конечно, каким бы «совком» ни был Янукович, он вынужден будет искать пути для украинских товаров на европейские рынки. Хотя бы потому, что представляет промышленный Донецкий регион.
Даже Серж Саргсян, президент Армении, вроде бы решившей на днях вступить в Таможенный союз в обмен на газовые скидки и доступ товаров на российские рынки, заявил, что страна все равно не откажется от идеи соглашения об ассоциации с ЕС. Если не откажется — ждите кишечной палочки в армянском коньяке.
Или вот приезжает в Кишинев на международную конференцию по проблемам европейской интеграции Молдавии знатный российский «ястреб» вице-премьер Дмитрий Рогозин и заявляет: если ваша страна вступит в Евросоюз (ага, так ее туда и приняли), то будет обязана вступить в НАТО. Где он вычитал, что любая страна ЕС обязана быть членом НАТО? А на бэк-вокале у Рогозина неугомонный Онищенко в очередной раз грозится отлучить от российского рынка молдавские вина. Конечно, Молдавия начнет с удвоенной энергией добиваться ассоциации с ЕС.
Процесс стратегического ухудшения отношений бывших советских республик (страны Балтии по понятным причинам мы в расчет не берем) с Россией начал ускоряться после войны с Грузией. Пять лет назад Москва послала всем своим партнерам по СНГ недвусмысленный сигнал: для нее их государственный суверенитет — ничто. Непризнание независимости Южной Осетии с Абхазией ни одной страной на территории бывшего СССР красноречиво подтверждает, что сигнал был услышан. Как и отсутствие реального прогресса в отношениях с Грузией после победы «пророссийского» Бидзины Иванишвили над Михаилом Саакашвили. Перманентные торговые войны с Белоруссией показывают, что даже вступление в Таможенный союз и главный интеграционный проект третьего путинского срока — Единое экономическое пространство — не гарантируют странам спокойных отношений с Россией.
Единственное, что пока объективно привлекает жителей нищих постсоветских стран в сегодняшней России, — рынок труда. Но и тут на словах жаждущая интеграции, хотя скорее страдающая фантомными имперскими болями российская власть грозит визами. Введем визовый режим с тем же Таджикистаном, а он разместит у себя вместо 201-й российской военной базы американскую. И будет по-своему прав.
Россия не может определиться. Или мы жестко выстраиваем отношения со странами СНГ как с отдельными государствами, возводим визовые барьеры, перестаем предоставлять безвозвратные кредиты и при каждом удобном для себя случае бьем их по голове «онищенкой». Или мы все-таки покупаем лояльность соседей, даем им действительно привлекательный и выгодный образ возможного стратегического партнерства с Россией. Не обижаясь при этом на любые их контакты с западным миром или Китаем. Отношения удава с кроликом, слияние путем поглощения — не интеграция. А в империях не бывает нелегальных мигрантов.
Многим бывшим советским республикам очень трудно обойтись без тесных отношений с Россией. Но мы ведем себя так, что они мечтают поскорее ослабить эту удавку на своей шее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Коментарі — 0