Борис Березовский: «В России и Украине самая высокая трибуна – это тюрьма»
Не чужда Борису Абрамовичу Украина
Опальный российский олигарх покинул Россию и осел в Лондоне давно – еще тогда, когда нынешние украинские политические диссиденты вряд ли могли представить, что им придется покинуть родные края. С тех пор Березовский комментирует российские политические процессы издалека, пророча развал путинского режима. Не чужда Борису Абрамовичу и Украина: как известно, он даже финансово поддерживал в свое время Оранжевую революцию, впрочем, позже рассорился с местными казначеями Майдана по поводу эффективности потраченных средств. Сейчас Березовский, по его собственному признанию, не так внимательно следит за бурной жизнью украинской оппозиции, но по-прежнему верит в звезду Тимошенко, а некоторые его высказывания об Украине и России звучат, как минимум, ярко и провокационно.
Борис Абрамович, на днях вы призвали всех кандидатов на пост Президента России не участвовать в выборах, чтобы таким образом сорвать их и не допустить избрания Путина на третий срок. Вы всерьез рассчитываете, что они к вам прислушаются?
Я это письмо сделал открытым, поэтому оно преследует две цели. С одной стороны, это попытка объяснить этим людям, что они участвуют в неконституционной истории, являясь соучастниками преступления. Конституция РФ не допускает третьего срока, и так как прочитывает Конституцию Путин и вся эта банда, – это жульничество и мошенничество, по сути, воровство власти. Я в данном случае логично и без всяких эмоций объяснил кандидатам, что они – соучастники преступления, которое без них просто не может состояться. В одиночку Путин не может пойти на выборы – конечно, он и на это может решиться, но это будет уж совсем беспредел, потому что выбор предлагает альтернативу. С другой стороны, я сделал письмо открытым, чтобы показать избирателям Зюганова, Жириновского, Миронова, Прохорова, что если они не отказываются от участия в преступлении, то они сами – чистые жулики и несут такую же уголовную ответственность, как и Путин за узурпацию власти.
То, что я сделал, – беспроигрышный вариант. Не прислушались – значит, взяли на себя ответственность за преступление и в будущем, как только режим рухнет, их обязательно будут судить. А если прислушаются – то поступят так, как предполагает закон. По их реакции можно судить, что они это услышали, то есть повестка вручена. Но свои кандидатуры они снимать отказались, то есть фактически назвали себя «кремлевскими проектами». Ну что ж, скатертью – дорога.
В России – «кремлевские проекты», у нас – «проекты Банковой»… Кого из нынешней российской оппозиции можно назвать настоящими оппозиционерами?
Не очень понимаю слово «настоящий», но те массы людей, которые выходили на площадь, – настоящие. А вот насчет лидеров… У меня мало сомнений, что тот же Навальный – настоящий, Быков – настоящий. Есть нюансы, которые вызывают сомнения, но кто на 100 % настоящий, вы должны догадаться сами. Я вам подскажу даже – это Леонид Парфенов.
Давайте плавно перейдем к Украине. Сейчас в украинском оппозиционном движении происходят неоднозначные события. Вроде бы оппозиция объединяется, но при этом, как мы уже упомянули, чуть ли не на каждого оппозиционера навешан ярлык «троянского коня» и прислужника власти. Какими вы видите отличия украинской оппозиции времен Майдана, которую поддерживали, в том числе, финансово, от нынешней?
Я, честно говоря, сейчас не так глубоко понимаю ситуацию на Украине, особенно как структурировано ваше оппозиционное политическое пространство. Но я хорошо понимаю, что если в России рухнет режим Путина, режим Януковича не продержится и нескольких месяцев.
С вами, кстати, объяснились по поводу ваших растраченных на Оранжевую революцию денег Александр Третьяков и Давид Жвания, на которых вы даже подавали в суд?
Третьяков и Жвания бегают от повестки до сих пор, они позорно забились в угол. И мне, и судебным приставам надоело за ними бегать, появились более важные дела.
Регионалы заявляли, что видят общие черты в истории с отравлением Виктора Ющенко и проблемами со здоровьем Юлии Тимошенко. Мол, тот не хотел кровь сдавать, эта не хочет лечиться. Вы продолжаете верить, что Ющенко был отравлен российские спецслужбы, хотя сам Виктор Андреевич, похоже, сам не упорствует в расследовании этого отравления?
Я абсолютно не сомневаюсь, что его отравили российские спецслужбы. Доказательством этого являются люди, которые присутствовали на том знаменитом ужине. Они до недавнего времени скрывались именно в России.
Вы верите соратникам Тимошенко, утверждающим, что власть хочет ее убить?
Я не могу этого исключить, потому что власть в Украине – бандитская, такая же, как и в России. Просто Янукович – дипломированный преступник, который был осужден, а Путин – пока еще нет.
С Тимошенко на свободе украинская оппозиция была бы другой?
Знаете, для этого Юлии Тимошенко надо было реально посидеть. Совершенно однозначно, что следующим Президентом Украины будет Тимошенко, если они ее действительно не убьют. И когда она выйдет, оппозиция будет совершенно иной, чем тогда, когда ее посадили в тюрьму. Она, безусловно, выучит новый урок.
Янукович, несмотря на громадные имиджевые потери, не хочет выпускать Тимошенко. На ваш взгляд, он считает, что она – единственная угроза его президентству или им руководят какие-то иррациональные мотивы?
Я – плохой психолог и не знаю, что творится в башке у Януковича. Я только знаю, что эта башка – бандитская.
Кого вы все-таки видите потенциальным лидером оппозиции в отсутствие Тимошенко? Есть, например, Яценюк, который вешает на себя тогу главного оппозиционера…
Тимошенко.
Даже в ситуации, когда она за решеткой?
А какая разница? Я считаю, что и в России, и в Украине самая высокая трибуна – это тюрьма. Вот как сел Ходорковский в «Матросскую тишину», так его слушать стали в тысячу раз лучше, чем когда он был на свободе. Такой наш менталитет, и в этом смысле Тимошенко сейчас находится на самой высокой трибуне. Даже выше, чем трибуна Президента (смеется).
Виталий Кличко сможет стать идейным оппозиционером или это априори роль не для него?
По моим наблюдениям, он достаточно последовательный и честный человек. Но я его лично не знаю и не очень следил за его политической карьерой.
А за карьерой Яценюка?
Он очень слабенький. Точнее даже не слабенький, а очень гибкий. А время и в Украине, и в России сейчас не для гибких политиков, а для политиков целеустремленных и с железной волей. Поэтому у меня большие сомнения в Яценюке.
И в России, и в Украине много разговоров о смене власти революционным путем. Вы верите в него? Какие условия должны сложиться для этого?
Власть в России может поменяться только революционным путем, больше никаким. Только силовой захват! Эти преступники и воры добровольно из Кремля не уйдут, не нужно питать иллюзий. Что касается революции в Украине, то, как я уже говорил, она станет простым следствием революции в России.
Коментарі — 0