Российский журналист Валерий Панюшкин: Оппозиция к Путину – это довольно обеспеченные люди
«Украинцы легче меняют плохую власть»
В российских СМИ снизился градус истерии по отношении к Украине. Но от создания и поддержания образа врагов российские медийщики и их кремлевские кураторы не отказываются. Главный враг России в медиа – это США, даже несмотря на то, что, возможно, в самих Соединенных Штатах об этом и не догадываются. СМИ заточены так, что они совершенно никакого отношения к действительности не имеют. Это означает, что и общественное сознание очень малое отношение имеет к действительности. Такую точку зрения в интервью «Главкому» высказал известный советский и российский журналист Валерий Панюшкин. В свое время он работал в таких известных изданиях как «КоммерсантЪ», газете «Ведомости», на портале «Сноб», телеканале «Дождь». В интервью нашему изданию Панюшкин объяснил, почему он не считает конфликт на Донбассе украинско-российской войной, почему Путину не выгодно уходить с Донбасса, а также о том, как тема педофилии, поднятая российскими СМИ, затмила тему реального ухудшения жизни в стране.
Последний день лета и заседание прошлой сессии Рады в Киеве ознаменовалось трагедией, пролилась кровь. В Российских СМИ можно было заметить комментарии, мол, президент Порошенко теряет контроль над ситуацией в стране. В России поднимается новая волна истерии, как можно интерпретировать подобные сообщения?
Вы знаете, я не смотрю российское телевидение. То, что происходит у вас – это внутриукраинское дело… Вместе с тем, мне кажется, если судить по публикациям в Интернете, какой-то градус истерики в России стал меньше по этому поводу (по поводу войны на Донбассе). Думаю, потому, что люди устали, невозможно все-время находиться в состоянии истерики. Это мои очень личные ощущения.
В одном из своих интервью вы заявили о том, что войну на Донбассе нельзя называть российско-украинской. А разве российские солдаты, российская военная техника на востоке Украины не подтверждают как раз то, что Россия совершила акт агрессии по отношении к нашей стране?
Факты присутствия, несомненно, есть. Я руководствуюсь юридическим фактом. Никто не объявил войну, ни Путин, ни Порошенко. То есть юридически война между Россией и Украиной не объявлена.
Но ведь Гитлер вторгся в СССР тоже без объявления войны, но это не мешало СССР считать акт агрессии началом войны, разве не так?
Когда Германия напала на Советский Союз, война была объявлена через четыре часа. В нашем же случае прошло практически полтора года. Понятно, почему Россия не объявляет войну Украине. Потому, что она не может ее выиграть, потому что России это страшно не выгодно (объявлять войну). В общем, понятно и то, почему Украина не объявляет войну. Потому что продолжается торговля (с РФ). При этом всем все находятся в состоянии неопределенного юридического статуса (конфликта).
Кто выигрывает больше всего от ситуации «и воюем, и торгуем»?
Знаете, в Советском Союзе было принято говорить, что на войне наживаются капиталисты, а страдают простые люди. У нас сейчас примерно такая же ситуация. Тем, в чьих руках потоки денег, газа, нефти и в России, и на Украине это выгодно, а обычным людям это не выгодно.
Но ведь в руках простых людей на Майдане не было денег, газа и нефти, а они все равно победили прошлую власть, которая как раз и олицетворялась с коррупцией. Почему побороть зло у простых граждан вышло тогда, но не получается сейчас?
Потому, что Майдан сделали простые люди, а к власти пришел Порошенко, который там, у власти, всегда и был. То есть, конечно, какая-то смена власти произошла, но далеко не всей.
Минские соглашения не остановили войну. Что может прийти им на смену?
Я не думаю, что дело в Минских соглашениях, я думаю, что дело тут в ценах на нефть. Думаю, что война затихла потому, что ни у кого нет ресурсов, чтобы ее (поддерживать). Ни у Украины, ни у России.
Есть мнение, что затишье на фронте продолжится лишь до заседания Генассамблеи ООН в конце сентября, на которое собрался Владимир Путин. На ваш взгляд, что именно может послужить изменению положения вещей на Донбассе после визита российского лидера в Нью-Йорк?
Чтобы положение вещей поменялось кардинально, Путин должен перестать быть президентом РФ. Я не думаю, что Генассамблея как-то сильно повлияет на то, что происходит. Я еще раз повторю, что затишье в войне связано не с какими-то стратегическими решениями, а с экономической ситуацией.
Но ведь из-за санкций против РФ у России денег не прибавится. Где та пропасть, упав в которую власть почувствует на себе реакцию простых людей на ухудшение жизни?
Я не понимаю, до какой степени можно дальше выдавливать, выцеживать деньги из экономики РФ, но хочу обратить ваше внимание на то, что есть огромный ресурс и этот ресурс – это 86% граждан, которые поддерживают президента Путина. В сущности, Путин еще не начал отнимать деньги у населения, например, повышать налоги. Население в России, конечно, беднеет, но оно беднеет из-за того, что падают цены на нефть, повышается доллар по отношению к рублю, но не потому, что правительство стало вводить какие-то новые налоги на войну. Влюбленность россиян в Путина такова, что без всяких уличных волнений, революций, можно содрать с россиян еще процентов 20 налогов, и они с этим согласятся.
Обратной стороной медали ухудшения жизни людей является мобилизация населения вокруг какой-то цели. В начале нашей беседы вы сказали, что уровень истерии в СМИ упал. В чем тогда выражается эта мобилизация сейчас?
Общественное сознание – это очень медленная, очень инерционная вещь. Серьезные политологи считают, что изменения в своей жизни статистически значимая часть народа замечает, где-то, через год. То есть сейчас мы обеднели процентов на 20, а какая-то политически значимая реакция на это будет еще через год.
Какой будет эта реакция?
Прогнозировать на такое время в России практически невозможно потому, что есть СМИ, которые очень сильно заточены на то, чтобы какую угодно тему сделать быстро обсуждаемой, важной, модной… Если вы посмотрите, о чем говорили российские СМИ год назад, то увидите, что происходила страшная борьба с педофилами. Это было огромной проблемой, все о ней говорили, снимали документальные фильмы, проводили ток-шоу. А если вы поглядите на российские СМИ сейчас, то обратите внимание, что педофилы абсолютно исчезли. К сожалению, российские СМИ заточены так, что они совершенно никакого отношения к действительности не имеют. Это означает, что и общественное сознание очень малое отношение имеет к действительности.
Какая тема стала топ темой в российских СМИ на смену темы педофилии?
Воюем же мы с Америкой сейчас (смеется). Конечно, тема войны остается главной. Но она сместилась с Донбасса на какие-то мировые проблемы. Например, оказывается, рубль нам обрушила Америка, беженцы в Греции, за которых мы очень сильно переживаем. Такие вот темы. И вообще, такая какая-то такая холодная война с Америкой идет, о которой Америка ничего сама не знает.
Что может вынудить Путина уйти из Донбасса?
Это практически невозможно. Он загнал себя в такую безвыходную политическую ситуацию, что если он остановит эту войну, то потеряет огромную часть своей популярности. А это последнее, что как-то его держит (во власти). Понятно, что экономика в чудовищном состоянии, социальная сфера тоже. Все, что остается – это патриотический подъем. Поэтому до того как, так или иначе, произойдет смена власти, никаких существенных политических перемен ждать не приходится.
Есть мнение, что Олега Сенцова и Александра Кольченко Россия могла бы согласиться обменять на российских пленных, находящихся в Украине, либо на признание Западом Крыма российской территорией. Насколько вероятен такой сценарий, либо это больше фантастика, чем реальность?
Это как в анекдоте про слона. (…- Неужели правда, что этот слон столько съедает? - Съесть он может и съел бы, да кто ему даст). Россия, может, и смогла бы обменять двух человек на международное признание аннексии Крыма, но если я еще не сошел с ума, Европа никогда не признает аннексию Крыма законной.
Есть у Кремля шлюз для маневра, может ли на эти маневры, в том числе в отношении Украины, повлиять современная российская либеральная общественность, несмотря на низкие рейтинги оппозиции?
Практически нет (поля для маневра). В России сейчас совершают только вынужденные ходы. Понимаете, как бывает в шахматах, когда ты вынужден совершать вынужденные ходы. Они все плохие, но ты просто из нескольких плохих выбираешь наименее плохие. Это касается сейчас и власти, и оппозиции. Все совершают вынужденные ходы, абсолютно тактически сиюминутные. Ни у кого, ни у Путина, ни у оппозиции нет ресурсов для какого-то стратегического планирования, для каких-то далеко идущих планов и так далее.
Почему те люди, которые не поддерживают Путина, не выходят на протесты, как было раньше? Чем россияне, выступающие против власти, отличаются от украинцев, которые сумели прошлую власть отправить в отставку?
Первая и главная причина – страх. Россияне видели, как власть расправляется с неугодными. Когда в Украине люди выходили на Майдан, никто до этого не получал 22 года тюремного заключения. Было ощущение, что (в Украине) мягче как-то. Вторая причина заключается в том, что у нас людям в значительно большей степени есть что терять. Потому что оппозиция к Путину – это, все таки, довольно обеспеченные люди, то есть это средний класс, люди, у которых есть машины, квартиры, работы и так далее. То есть это люди, которые значительно более обеспеченные, чем люди, вышедшие на Майдан в Киеве. В-третьих, само отношение к власти в России значительно более сокральнее, чем на Украине. Украинцы намного пренебрежительнее относятся к своей власти, чем россияне, даже оппозиционно настроенные.
Это хорошо, или плохо?
У этого есть плюсы и минусы. Плюсы заключаются в том, что украинцы легче меняют плохую власть. А минусы заключаются в том, что украинцы думают, что у власти может быть кто угодно, какой-нибудь кум президента, который ни черта не соображает в экономике.
Коментарі — 0