Новый мэр Николаева Александр Сенкевич: В городе лежат два «трупа» - предприятия Новинского. Их нужно реприватизировать
«У нас могло случиться то же, что и в Кривом Роге…»
Одним из сюрпризов завершившейся избирательной кампании стала победа на мэрских выборах в Николаеве кандидата от «Самопомочи» Александра Сенкевича. Собственно, не по сценарию все пошло еще в первом туре, когда за бортом гонки остался действующий градоначальник Юрий Гранатуров, стоявший за созданием весьма успешного проекта «Наш край». Гранатуров проиграл сотые доли процента директору фирмы «Квадролоджик» Сенкевичу. Также во второй тур вышел экс-глава облсовета от Партии регионов «оппоблокер» Игорь Дятлов. Причем, последний опережал «айтишника» почти на 20 тысяч голосов. Однако в финале победителем таки стал кандидат политсилы Садового, набравший 54,9% против 43,28% Дятлова.
Победу представителя демократических сил в традиционной вотчине «регионалов» несколько омрачает расклад в местном совете, где крупнейшая фракция будет таки у «Оппоблока». Однако Сенкевич считает, что коалицию в составе «Самопомочи», Блока Порошенко и «Нашего края» создать удастся. О своих первых распоряжениях и о том, как Николаев чуть не «превратился» в Кривой Рог, Александр Сенкевич рассказал в интервью «Главкому».
Александр, откровенно говоря, ваша победа на выборах мэра Николаева была неожиданной. Вы для себя определили: люди пошли на выборы и проголосовали за вас или против вашего конкурента – Игоря Дятлова?
Результат, конечно, для нас был приятным сюрпризом. Мы рассчитывали, что разбудим город, но не думали, что настолько. Скажем, результат превзошел ожидания.
У этого результата есть несколько ингредиентов. Первый – моя репутация и персоналия. Моего конкурента люди знают не с лучшей стороны. Второй – мы второй тур строили на идее: чудеса бывают, и во втором туре может победить человек, который ни дня не был ни в оппозиции, ни во власти, которого никто не купил, не подставил. Это воодушевило людей. И третий… Результат, с которым я зашел во второй тур, - это 408 голосов, которыми я смог победить действующего мэра (по результатам первого тура третье место занял действующий городской голова Юрий Гранатуров, получив 25 тысяч 496 голосов, второе – Александр Сенкевич, получив 25 тысяч 904 голоса, - «Главком»). И на этом мы делали акцент, говорили людям: каждый голос важен, приходи на выборы. Мы запустили кампанию: «Возвращайся в Николаев – проголосуй за будущее города». В итоге я фактически в четыре раза повысил то, что у меня было в первом туре. Мы частично собрали электорат третьего места и мобилизовали людей. Во втором туре в Николаеве была наибольшая явка в Украине.
Во втором туре вас поддерживали политсилы, которые входят в парламентскую коалицию?
Нет, никак. В принципе, нам эта поддержка особо и не понадобилась. Она могла навредить. Есть недовольные действиями центральной власти. И доказательством тому является количество депутатов от Оппозиционного блока в горсовете. Я не хотел на себя цеплять лейблы разных политических партий, которые должны были меня поддерживать. Они пытались это делать, говорили: давайте мы дадим официальное заявление. И я просил их этого не делать. Мог бы быть обратный эффект. Поэтому ни Блок Петра Порошенко «Солидарность» не поддерживал меня официально, ни какая-либо другая партия.
То есть слабой поддержка БПП-«Солидарность» вашей кандидатуры была по вашей же просьбе? Просто некоторые активисты восприняли это как сдачу города, а в штабе вашего конкурента и вовсе открыто говорили: БПП слил свой рейтинг в пользу «Оппозиционного блока».
Мне не особо была нужна их официальная поддержка. Я и так знал, что их электорат пойдет за меня голосовать. Но разговоры о том, что БПП слил рейтинг в пользу «Оппоблока» - глупости. Они все поддержали меня. У них было собрание актива. Я выступил на этом собрании, попросил их помощи, но попросил помощи каждого как лидера общественного мнения, а не как Блока Петра Порошенко, потому что это дало бы обратный эффект. Каждый из них пошел в народ, разговаривал с избирателями и просил голосовать за меня.
Кто «пошел в народ» от БПП?
Я не контролировал это. Но надеюсь, что все.
Кто из народных депутатов агитировал за вас?
Народные депутаты всей межфракционной группы «Николаевщина», за исключением некоторых, в своем выступлении на канале «Рада» просили поддержать мою кандидатуру. В том числе, там были и депутаты от Блока Порошенко.
Между первым и вторым туром выборов играла ли какую-то роль Администрация президента?
Я не ощущал этого. Любой помощи, которая к нам приходила, мы были рады. Но я не брал ни у кого денег ни под какие обязательства. Я предлагал всем, кто хочет помочь финансово, класть деньги на счет кампании. Он был вывешен в Интернете и для всех был доступен.
Сколько вы, кстати, потратили средств на кампанию?
По моему мнению, что-то около 40 тысяч долларов.
Из них какую часть суммы составляют ваши личные сбережения, и какую - взносы?
Половина на половину.
Кто сделал наибольшие взносы? Можете назвать этих людей?
Я не знаю их. Да и не хотел и не хочу знать. Но опять же, эти люди давали деньги не на кампанию мне, Сенкевичу, под какие-то гарантии. Они давали деньги на кампанию продемократических сил, на борьбу с возвращением назад в 90-е.
Кто вас поздравил с победой, кроме вашего конкурента? Из нардепов? С Банковой?
С Администрацией президента я не общался. Из народных депутатов поздравили все те, кто меня поддерживал. Официально никаких помпезных поздравлений не поступало. Просто – в качестве рукопожатия, похлопывания по плечу, пожелания удачи.
Садовой (лидер «Самопомочи», мэр Львова, - «Главком») поздравил?
Конечно. Я же в его партии.
Вы, наверняка, следите за ситуацией с выборами мэра в Кривом Роге, где в решающей схватке сошлись действующий городской голова Юрий Вилкул и ваш соратник по «Самопомочи» Юрий Милобог (горсовет Кривого Рога уже представил Вилкула мэром, «Самопомич» заявила о фальсификациях и намерена обращаться в суд, - «Главком»). Были ли какие-то подобные угрозы в Николаеве?
Подобная угроза была. В Николаеве могло случиться все то же самое, что и в Кривом Роге. Вся подготовка к выборам у нас прошла на волонтерских основаниях. В том числе, волонтерами были люди, которые работали в штабе, люди, которые сидели в избирательных комиссиях, и которых было около полторы тысячи. Всех мы брали на волонтерских основаниях. И конкурент запихнул к нам около 500 людей волонтерами. Он их оплачивал. Мы узнали об этом не сразу. Когда узнали, поняли, что эти люди будут сидеть в комиссиях и могут портить волеизъявление людей. Но так случилось, то разрыв в итоге между мной и моим конкурентом был большой. И ребята просто успокоились и приняли поражение.
Как вы выявили этих полтысячи засланных волонтеров? И что с ними сделали?
Часть из них накануне просто отказались дальше работать. Сказали: все, мы складываем полномочия, нам не интересно. Им сказали, что не заплатят. Часть из них уже выявилась потом, в общении с остальными членами комиссий. Нам эту информацию другие члены комиссий передавали. Но подтверждать ее пофамильно у нас уже не было ни времени, ни желания, потому что мы видели большой отрыв.
Но часть людей вашего конкурента отработали членами комиссий от вас?
Да. Можно говорить о скупке членов комиссий.
Расскажите, какие еще проблемы возникали у вас во время кампании? Пытались ли на вас давить? Просили ли сняться? Что предлагали взамен?
Я ни от кого не завишу, и от олигархических групп в том числе, я идейный человек. И поэтому на меня даже не выходили ни с какими предложениями. Просто начали выливать на меня разную «чернуху». В частности, распространяли слухи о том, что я «заезжий бандеровец», хотя я родился в Николаеве.
«Заезжий бандеровец» - это работает в вашем городе?
Сработало на какие-то затуманенные умы пенсионеров.
Выходили также материалы типа: вот «Самопомич» проголосовала за повышение тарифов, Сенкевич – ярый представитель «Самопомочи», тарифы поднимутся. Ну, было много таких глупостей. Мало того, вышла передача «Касается каждого» на телеканале «Интер», где выдали на меня «компромат» . Но найти не смогли ничего, кроме того, что у меня было ДТП в 2011 году. В результате ничего не было серьезного. Было помято крыло, фара разбита и немножко бампер. Но они взяли эту информацию, исказили и сказали, что я сделал женщину инвалидом. И все это подавалось под таким соусом: «Ну кто же, кто это, кто этот человек? Имя, сестра! Это - Александр Сенкевич, кандидат на пост городского головы Николаева». Я сейчас готовлю иск к телеканалу «Интер». Реально этот маразм отбил голоса. Думаю, еще тысяч 15, после этой передачи голосовали за Дятлова. Даже моя соседка сказала: «Саша, ну как же ты мог, эту женщину оставить». А эта женщина накануне выборов ко мне приходила, деньги выпрашивала.
Расскажите об этом.
В соцсетях есть куча информации об этой женщине. Она участвовала в николаевском Антимайдане. Она – также заводчик собак, и участвует с ними в выставках. И есть фотографии из соцсетей, которые свидетельствуют об этом, и прошлого года, и раньше. А тут она – раз! – и четыре года прикована к постели.
10 ноября в эфире телеканала «Интер» в рамках ток-шоу «Касается каждого» был показан сюжет о тогда еще кандидате на пост Николаевского городского головы Александре Сенкевича. В сюжете предпринимательница Елена Сас утверждала, что в результате ДТП 2011 года она получила серьезные травмы, сейчас является инвалидом и фактически прикована к постели.
Авария с участием Сенкевича произошла в декабре 2011 года на пересечении проспекта Октябрьского с улицей Молодогвардейской. Александр Сенкевич находился за рулем Mitsubishi, который поворачивал с Октябрьского проспекта на улицу Молодогвардейскую, «восьмерка», за рулем которой была Елена Сас, ехала прямо во встречном направлении - от улицы Васляева в направлении улицы Космонавтов. Как сообщало тогда издание «Новости-N» , женщина, которая была за рулем ВАЗ 2108, получила незначительную травму, ударившись головой о лобовое стекло.
В эфире передачи «Касается каждого» ее ведущий Андрей Данилевич связался с Александром Сенкевичем. Тот сообщил, что, согласно решениям судебно-медицинской экспертизы, болезни Елены Сас никак не связаны с ДТП 4-летней давности.
Сюжет возмутил ряд жителей Николаевщины, пользователей соцсетей. Один из них Влад Спесицев опубликовал несколько фотографий с личных страниц Сас в соцсетях с таким комментарием: «Сразу же нашел её странички в социальных сетях, и удивился. Авария произошла в 2011 году... Прикрепляю фотографию 2013 года, где она, больная и прикованная к кровати, смело марширует со своей собачкой на выставке. А вот фотографии уже 2014 года, где она все так же разъезжает по выставкам».
И она приходила ко мне накануне первого тура. Просила деньги за то, чтобы не делать эту информацию достоянием общественности. Я отказался. Сказал: это глупости, выеденного яйца не стоит. Она ответила: хорошо, я поняла. И, похоже, обратилась к моему конкуренту.
Какие еще проблемы у вас возникали во время кампании?
В основном – только «чернуха», о чем я уже сказал. Также мой конкурент говорил о том, что я не опытный и, вообще, никакой. Потом начал вырывать из контекста мои фразы, делать из этого новости и закидывать ими эфир. У него была газета, которую он выпускал в 300 тысячах экземплярах.
У нас есть информация, что когда вы проводили кампанию, вам мешали проводить встречи с избирателями. Исключением стала только самая известная проукраинская школа №1 Корабельного района Николаева…
Меня не хотели принимать школы, да. На самом деле, мне объясняли это тем, что агитация в школах запрещена. А в 1-й школе меня попросили выступить. Там было родительское собрание, и мне дали слово, но не для агитации, а просто для знакомства со мной как кандидатом и с моими идеями. У меня много идей по превращению школ в образовательные центры, ими я и поделился.
Действующий мэр Юрий Гранатуров, выбывший из гонки после первого тура, принял в этой борьбе чью-то сторону: вашу или Дятлова?
Он не стал ни на какую сторону. Он просто устранился и сказал, что пока будет исполнять обязанности городского головы и все.
Вы уже упомянули о том, что в горсовете довольно большое количество представителей Оппозиционного блока. А именно – 26. Дальше идут: «Самопомич» - 10, БПП – 9 и «Наш край» - 9. Как вы собираетесь с таким горсоветом строить работу?
Я собираюсь привлекать общественность, людей, которые выбирали их и меня. Если будут своими решениями препятствовать городским реформам, будем работать с народом, говорить: вот, смотрите, вот они ваши избранники. Планирую также транслировать в Интернете заседания депутатских комиссий. Я хочу сделать такое «Депутат ТВ», чтобы люди знали, чем занимаются их избранники. Учитывая новый проект закона о децентрализации, который принят в первом чтении, мы видим, что в октябре 2017 года уже намечаются выборы в горсовет и мэрские. То есть у нас есть два года для работы. И в течение этих двух лет мы должны будем либо хорошо поработать, либо хорошо будет работать кто-то один, а другого просто в следующий раз не выберут.
Промэрскую коалицию в горсовете сформировать можно?
Коалицию в горсовете сформировать можно.
И «Наш край» в нее пойдет?
Думаю, пойдет.
Вы уже договорились с Гранатуровым (первый номер списка «Нашего края», - «Главком»)?
Пока еще не было никаких ни встреч, ни переговоров.
У вас есть уже кандидаты в заместители?
Есть, конечно. И в ближайшее время мы их обсудим и огласим. Но я обещал открытый конкурс и планирую его провести. Пока будут временно исполняющие обязанности – они уже есть. А так, любой человек сможет податься на конкурс на моего зама.
Кого еще планируете менять?
Будем менять исполком, замов, руководителей коммунальных предприятий, потому что они все не эффективны.
Вы уже совсем скоро зайдете в мэрский кабинет. Какими будут ваши первые распоряжения?
Первые распоряжения будут о подготовке изменения структуры горисполкома, горсовета. Существующую структуру я хочу поменять полностью: количество замов изменить, направления работы этих замов и так далее. Черновая структура у меня уже есть. Но она будет еще обсуждаться, будем выявлять в ней позитивные и негативные стороны.
С кем будете эту структуру обсуждать?
С депутатскими комиссиями. С опытными городскими управленцами, в том числе, с Андреем Садовым. Думаю, у него можно получить огромное количество советов, потому что он какое-то время работал (во Львове, - «Главком») без единого депутата в горсовете, и работал успешно.
У города есть проблемы и обычные, ежедневные, и более глобального характера. Николаев – один из областных центров, у которого не принята стратегия развития города. Вообще нет стратегии развития города. У меня уже есть концепция, разработанная мной и моей командой. Мы хотим провести стратегическую сессию, выделить приоритеты, стратегические цели, операционные цели, описать задачи. И уже начать изменять город.
Еще в глобальных планах – сделать Николаев прозрачным. Прозрачным в смысле бюджета, его формирования, расходов, работы депутатских комиссий, исполкома и прочее.
Стоит ли на повестке дня вопрос обороноспособности Николаева? Все-таки это – порт, русскоговорящий город, традиционная вотчина условных регионалов...
Я бы сказал, не регионалов, а конъюнктурщиков. Потому как регионалами все у нас становились, потому что так было удобно. Там нет идеологических регионалов – разве что Игорь Дятлов. Но у нас в городе все, в принципе, нормально, спокойно. Если у людей будет работа, все так и будет. А мы сейчас хотим заняться привлечением инвесторов. У нас есть масса людей, которые готовы работать за небольшую заработную плату, но которые могут работать качественно. Если у нас произойдет такая революция в плане создания рабочих мест, уверен, что вопросы сепаратизма и вообще какого-то недовольства центральной властью просто исчезнут.
В Николаеве находятся крупные активы олигарха Вадима Новинского – Очаковский порт, Черноморский судостроительный завод…
Я бы сказал два трупа Новинского.
И что вы с ними думаете делать?
Дело в том, что оба из них занимают тысячи гектаров земли, которая не используется. Никто не платит налог на землю, ничего там не производится, денег никто не дополучает, предприятия не работают. Собственник не справляется со своими обязанностями. Надо реприватизировать либо возвращать государству. Этим вопросом я тоже планирую заняться.
Источник фото: xn--j1aidcn.org
Коментарі — 0