Генплан Киева ликвидирует возможность точечной застройки

Генплан Киева ликвидирует возможность точечной застройки

О ключевых аспектах стратегии развития Киева.

А также о первоочередных инфраструктурных задачах, необходимости строительства проекта «Киев-Сити» и рычагах влияния на проблемные стройки столицы Building.ua рассказал Александр Попов, председатель Киевской городской государственной администрации.

Building.ua: Какой Вы видите идеологию развития Киева сегодня?

Александр Попов: Историческая самобытность и современность – это два кита, на которых должен держаться Киев. А третий кит – это его неповторимая природа. Помню, в детстве, приезжая в Украину на каникулы из Тюмени, где работали командированные туда с Полтавщины мои родители, я больше всего ждал путешествия на «Метеоре» или «Ракете» по Днепру. Зеленые склоны с золотыми куполами церквей, потом заливные луга – эта красота запомнилась мне на всю жизнь. Эти три кита легли в основу Стратегии развития Киева до 2025 года, разработанную при участии отечественных и зарубежных экспертов, специалистов государственных учреждений, общественного совета при КГГА и непосредственно жителей всех районов Киева. Уверен, что только благодаря широкому обсуждению создаются эффективные стратегические проекты. Более того, лучших экспертов в этой области, чем жители города, найти невозможно.

Ключевыми аспектами Стратегии развития Киева являются:

• Сохранение культурного и исторического пространства Киева (запрет на застройку центра города, масштабная реконструкция улиц, создание пешеходных зон и велосипедных дорожек). Вскоре состоится первый киевский референдум, решения которого заставят депутатов Киевсовета и застройщиков придерживаться рекомендаций ЮНЕСКО.

• Развитие городской инфраструктуры (расширение и обновление парка общественного транспорта, замена и ремонт коммуникаций, строительство новых станций метро и дорожных развязок). Жизнь в городе должна быть комфортной, особенно если это столица Украины.

• Увеличение площади зеленых зон (обустройство парков, скверов, лесополос на окраине города). Мы планируем значительно увеличить площадь парков и скверов за счет благоустройства лесных территорий на окраинах города, возле жилых массивов. На данный момент там скапливаются горы мусора. Мы хотим очистить территорию, построить детские и спортивные площадки, оборудовать места для цивилизованного выгула собак, поставить фонари, урны. Чтобы люди чувствовали себя комфортно и безопасно. Конечно, придется приучать жителей выбрасывать мусор в установленных местах, а не оставлять в лесу. Мы стремимся к тому, чтобы на одного киевлянина приходилось не меньше 20,5 кв. м зеленой зоны. Но для этого нам необходимы желание и поддержка жителей города.

• Создание эффективной системы очистки города от мусора.

• Привлечение инвестиций, развитие в Киеве штаб-квартир международных компаний и новых деловых центров.

Building.ua: Смог ли Киев уйти от практики точечной застройки и связанных с этим проблем?

Александр Попов: В этом году мы вынесли на обсуждение киевской громады важный градостроительный документ – проект Генерального плана развития Киева на период до 2025 года. Его задача как раз в том, чтобы ликвидировать саму возможность хаотичной точечной застройки.

В проекте Генплана-2025 впервые определены границы и режимы использования территорий, разработаны основные градостроительные условия и ограничения застройки в пределах каждой зоны. В частности, содержится прямой запрет на строительство в историческом ядре города высотных зданий, а в охранных зонах – запрет на новое строительство.

Проектом Генплана-2025 предусмотрено запрещение высотного строительства в буферных зонах Софии Киевской, Киево-Печерской Лавры, жесткая регламентация застройки в зонах-памятниках национального значения.

Ключевые принципы Генплана-2025:

- компактность;

- энерго- и ресурсосбережение;

- внедрение современных транспортных систем, в частности легкого наземного метро;

- строительство автомобильных тоннелей;

- организация велодорожек и пешеходных общественных зон;

- создание общественной рекреационной зоны «Днепровская жемчужина» на Днепровских островах.

Точечная застройка стала возможной из-за того, что в период с 2002 по 2009 год Киевсоветом был принят ряд решений об изменении целевого назначения участков в зеленых зонах и выделении их под застройку коммерческими объектами. В старый Генплан было внесено более двух тысяч изменений. Тогда киевляне потеряли 34% от общей площади парков, скверов и лесов. Когда я возглавил Киевскую городскую администрацию, многие незаконные решения удалось отменить с помощью правоохранительных органов. Однако на теле Киева еще остались «пятна» незаконных землеотводов, разработчики нового Генплана были обязаны включить их в проект как действующие решения Киевсовета. Поэтому сейчас по моему поручению все материалы нового Генерального плана тщательно проверяются и дорабатываются с учетом исторических ограничений, нормативных требований и пожеланий общественности. Незаконные строительства будут отменены.

Building.ua: Как предлагаете решать вопросы, связанные с конфликтными и проблемными объектами (долгостроями, ветшающими историческими)?

Александр Попов: Для этого в прошлом году создана специальная комиссия, которая занимается проверкой объектов, строящихся в центральной исторической части Киева, на соответствие государственным строительным, санитарным и экологическим нормам.

Особенно это касается тех строек, против которых протестуют киевляне. Однако Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» сильно ограничивает право органов исполнительной власти влиять на ситуацию. Тем не менее, мы разрабатываем рекомендации об устранении нарушений законодательства по каждому объекту и добиваемся положительных решений судов с помощью правоохранительных органов.

Кроме того, все конфликтные вопросы рассматриваются на архитектурно-градостроительном совете при КГГА.

По поводу реконструкции обветшавших зданий. Главным управлением градостроительства и архитектуры совместно с Институтом урбанистики в рамках Программы комплексной реконструкции кварталов устаревшей застройки проведен комплексный анализ и определены характеристики объектов, подлежащих реконструкции.

В 2010 г. утверждена Концепция стратегического развития Киева и его пригородной зоны до 2025 года, ее частью является схема размещения кварталов комплексной реконструкции устаревшей жилой застройки (первая очередь строительства). Определение инвестора-застройщика, согласно ст. 2 Закона Украины «О комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда» проходит на условиях инвестиционного конкурса.

Building.ua: Какие инфраструктурные задачи считаете первоочередными?

Александр Попов: Ответ на этот вопрос следует искать в потребностях жителей города. Киевляне путем открытых общественных слушаний определили 9 ключевых задач, которые вошли в Стратегию развития Киева до 2025 года.

Первоочередная задача, по мнению большинства киевлян, принявших участие в слушаниях, – вернуть Днепр, острова и берега жителям. К сожалению, этот огромный рекреационный потенциал до сих пор фактически не был использован. Да, там есть какая-то инфраструктура, какие-то заведения общественного питания, часто сомнительного качества, но все это настолько хаотично, настолько бессистемно и бесконтрольно, что дальше с этим мириться нельзя. Поэтому мы провели конкурс среди талантливых архитекторов на лучший проект рекреационной инфраструктуры. Недавно я подписал распоряжение о разработке Концепции реновации днепровских островов. Она будет создаваться при непосредственном участии киевлян – такие масштабные проекты невозможно реализовать без общественной поддержки. Ведь острова – это не только пляжи. Днепр является важной транспортной артерией. Поэтому все вопросы надо рассматривать взвешенно и осторожно. Быстрых решений здесь не бывает.

Вторая задача – раскрыть туристический потенциал Киева. Чемпионат Европы по футболу показал, что столица Украины привлекает туристов. У нас богатая история, прекрасная архитектура и радушная атмосфера. Архитектура Киева уникальна. Поэтому сегодня многие инфраструктурные проекты разрабатываются с учетом повышения туристической привлекательности. Например, реконструкция Почтовой площади. Мы изменили начальную концепцию, которая предусматривала исключительно транспортное решение. Город все-таки для людей, а не для машин, как бы этого ни хотелось многим водителям. Поэтому мы вернем Почтовую площадь пешеходам. Более того, на данный момент рассматривается возможность создания киевского «Золотого кольца» – туристического пешеходного маршрута от Лавры через парк Славы, Аскольдову могилу, Мариинский и Крещатый парки, Почтовую площадь, улицу Сагайдачного (которую также следует сделать пешеходной), Контрактовую площадь, Андреевский спуск, Михайловскую площадь, Софию Киевскую, Майдан Независимости и Крещатик.

С остальными приоритетами развития Киева можно ознакомиться в Стратегии-2025 на сайте КГГА.

Building.ua: Новопостроенные офисные центры показывают высокий уровень вакантности. Насколько оправдан в данных условиях проект «Киев-Сити»?

Александр Попов:Прежде всего, хочу подчеркнуть, что «Киев-Сити» – это не бизнес-центр. Это абсолютно разные масштабы. «Киев-Сити» – это отдельный проект в рамках стратегической инициативы «Центр рядом с домом». Его главной целью является создание новых центров деловой активности в смысле приложения трудовых ресурсов. Ни одна транспортная модель не в состоянии обеспечить комфортное перемещение людей, когда утром, практически в одно и тоже время, сотни тысяч работающих съезжаются в центр, а вечером, наоборот, едут по домам. В идеале работа должна быть как можно ближе к дому. 2-3 часа на дорогу ежедневно – это очень много. Это то время, которое можно провести с родными, близкими, друзьями.

«Киев-Сити» – это не бизнес-центр, это бизнес-район. Помимо создания новых рабочих мест, миссия этого проекта в том, чтобы перенести деловую активность ближе к густонаселенным спальным районам и таким образом разгрузить историческую часть города.

Building.ua: Достаточно ли полномочий у городской власти, чтобы контролировать всю систему вопросов, связанных с застройкой столицы?

Александр Попов: Как я уже говорил выше, на сегодня наши полномочия существенно ограничены Законом «О регулировании градостроительной деятельности».

Они сведены лишь к предоставлению градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка. КГГА потеряла контроль за соблюдением законодательства в сфере градостроительной деятельности на этапе разработки заказчиком проектной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию (реабилитацию) отдельных объектов градостроительства.

По действующему законодательству все действия по ведению строительства возложены на государственную инспекцию: ведение реестра полученных сообщений о начале выполнения строительных работ, регистрация деклараций, выдача разрешений, контроль за выполнением строительных работ, соответствие объекта проектной документации, а также принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов.

При этом необходимость контроля со стороны местных органов власти присутствует в законодательстве. Согласно статьям 14, 26 Закона Украины «Об основах градостроительства» и ст. 31 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», к компетенции исполнительных органов городских советов в сфере градостроительства относится:

1. Обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройке соответствующих территорий.

2. Остановка строительства, которое ведется с нарушением градостроительной документации или может принести вред окружающей среде.

Я считаю, что в Киеве – столице государства с численностью более 3 млн человек, где активно меняется градостроительная ситуация – контроль за строительством новых объектов и реконструкции старых должен осуществляться при непосредственном участии органов местного самоуправления и общественности. Мы подготовили в порядке законодательной инициативы изменения в законы, связанные с расширениями полномочий городской власти, в частности с точки зрения влияния на застройщиков. Думаю, что парламент прислушается к нашим словам.

Building.ua: В предлагаемом сейчас для обсуждения варианте Генплана Киева зонинг не прописан. Имеет ли смысл принимать Генплан в таком виде?

Александр Попов: В новом Генплане впервые с учетом новых нормативных требований разработана общая схема функционального зонирования территории, определены функциональные зоны, основные виды использования земель и параметры застройки. План зонирования территории или зонинг должен разрабатываться только в соответствии с утвержденным Генеральным планом.

В зонинге будут определены все допустимые виды застройки, градостроительные условия и ограничения для каждого квартала и микрорайона, производственных и ландшафтно-рекреационных частей Киева. Первый план зонирования будет разработан для центральной планировочной зоны (Печерский и Шевченковский районы).

Building.ua: Считаете ли Вы в свете изменений к Генплану возможным пересмотр выданных ранее разрешений на строительство?

Александр Попов: В настоящее время проект Генерального плана Киева до 2025 года дорабатывается с учетом государственных и общественных интересов.

Создана рабочая группа, которая занимается корректировкой графических и текстовых материалов согласно условиям центральных органов государственной и исполнительной власти, главных и районных управлений КГГА, Киевской облгосадминистрации, а также предложений общественности, поступивших на общественных слушаниях.

Спорные вопросы рассматриваются и согласовываются на заседаниях Согласительной комиссии с участием представителей общественных организаций.

Например, по результатам заседаний депутатам Киевсовета направлены требования об отмене решений о передаче застройщикам земельных участков на ул. Гоголевской, 32-34, 32в, и просп. Героев Сталинграда, 44б, а участки на Броварском проспекте, 31, и ул. Попудренко, 63, отнести к территории зеленых насаждений общего пользования.

Наша позиция полностью совпадает с позицией киевлян – никаких строек в зеленых зонах и историческом центре города. Мы заставим депутатов отменить свои незаконные решения о землеотводах в парках и скверах с помощью общественности и правоохранительных органов.

Однако мы можем действовать только в рамках закона, что требует очень много времени. Поэтому не торопимся выносить новый Генеральный план на сессию Киевсовета, пока не очистим его от всех коррупционных схем.

Опубликовано: 01.10.2012

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: