Освобожденный Киев глазами ветерана: Крещатик сожгли дотла, а за попытку попасть в центр расстреливали
Киев сегодня отмечает 71-ю годовщину со дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
-- Подол был мертвой зоной, а Печерск – в огне
Киев сегодня отметит 71-ю годовщину со дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В далеком 1943 году город освободили, но он тогда представлял собой страшную руину: сожженный дотла Крещатик, разбомбленный завод «Большевик», Бабий Яр с десятками жертв, растрелянных нацистами... Увы, спустя 71 год столица продолжает жить войной: из зоны АТО в киевские госпитали постоянно прибывают раненые, мы хороним погибших бойцов. А ветераны со слезами в голосе говорят: «Мы воевали, чтобы не было войны. А она снова пришла в наши дома».
Киевлянину Вячеславу Городецкому — 88 лет, он родился и вырос на Подоле. «Когда началась война, мне было 15 лет. Я разносил повестки, а потом рыл окопы под Киевом. Когда в город пришли немцы, устроился работать на «Ленинской кузнице», потом в подполье ушел — партизанить, служил в отряде «Киевский». Мы помогали 13-й армии при форсировании Припяти. Во время боя я получил контузию, а по возрасту в войска меня не забрали. Появилась возможность попасть в Киев. Хорошо помню 6 ноября 1943 года: днем мы с минерами переправились через Днепр на лодке, в районе разрушенного Цепного моста (сейчас — мост Метро). Над городом стоял дым. Минеры пошли на Печерск, а я — на свой любимый Подол», — вспоминает Вячеслав Семенович.
По его словам, родной район произвел на него тягостное впечатление: улицы были безлюдными, не видно было ни немцев, ни мирных жителей, даже кошек и собак. «В районе Нижнего Вала, где был мой дом, нас остановил наш патруль и предупредил, что район еще не разминирован. Оказалось, Подол долгое время был закрытой, мертвой зоной, немцы оттуда выселили всех жителей. Зона эта тянулась от Днепра до улиц Мельникова и Артема, и за вход в эту зону расстреливали на месте. Немцы хотели взорвать Подол, но мы помешали. А потом вели мы их конвоем по Крещатику», — вспоминает ветеран.
На фронт Вячеслав Городецкий пошел добровольцем в 1944 году. «Я служил в разведке, с боями дошел до Берлина, дважды был ранен — в лицо и ногу. Я даже не думал, что когда-нибудь мы будем враждовать с Россией. Моими однополчанами были десятки сибиряков. Мы сражались, спасали друг друга от смерти, а теперь вот враждуем... Даже не знаю, почему это все происходит. Обидно, горько и непонятно. Мы воевали за то, чтобы был мир! А те, кто взялся сейчас за оружие, — нездоровые люди. Они не знают, что такое настоящая война. Это горе! А чтобы наступил мир, в этот конфликт на Донбассе должна вмешаться сильная третья сторона», — говорит ветеран.
-- Отпразднуют очень скромно
Празднование Дня освобождения Киева в этом году будет тихим. В мэрии это поясняют тем, что чествовали ветеранов ВОВ (в Киеве их — 51 тысяча) в рамках дня освобождения Украины 28 октября: тогда организовывали и концерты, и солдатскую кашу.
«6 ноября будет только возложение цветов к могиле неизвестного солдата в парке Славы. Мы туда на 11:00 пригласили ветеранов, будет торжественный караул и минута молчания», — рассказал начальник управления по делам женщин, инвалидов, ветеранов войны и труда КГГА Светлана Веселова.
Коментарі — 0