Коллективная шизофрения? 10 примеров, как украинцы противоречат сами себе

Социум
Коллективная шизофрения? 10 примеров, как украинцы противоречат сами себе

Массовое сознание украинцев наполнено противоречиями

Фото: jim.fr

Об антиваксерах и не только. Почему украинцы демонстрируют пренебрежительное отношение к государству и его правилам

В коллективном сознании украинцев немало впечатляющих противоречий: мы боремся за демократию, но в соцопросах признаемся, что предпочитаем видеть во главе государства правителя с «сильной рукой»; мы боремся за декоммунизацию, а отказаться от традиционных советских праздников не всегда можем...

И такие противоречия не единичны. «Главком» собрал десять самых распространенных противоречий и попросил прокомментировать их социального психолога Олега Покальчука и политического психолога Валентина Кима.

Противоречие 1

Хотим «сильную руку» и одновременно демократию

«У украинцев никогда еще не было демократии в государственном эквиваленте, граждане не знают, с каких параметров она состоит и какова ее реальная цена. Основным определением демократии украинцы считают строгий контроль реальности при безграничном расширении личных прав и свобод», – комментирует Олег Покальчук.

По словам эксперта, у украинцев есть желание сохранить прежний социальный статус-кво, при котором мир был прост, четкий, понятный, властно и решительно контролируемый.

«Однако одновременно мы хотим, чтобы к такому авторитарному миру нам еще безвозмездно занесли большую потребительски-демократическую корзину. Таково наше специфическое представление о демократии: сохранить «сильную руку», ведь у нас были гетманы, вожди, далее – президенты; а в придачу получить много «вкусного», – отмечает он.

Так к чему же стремятся украинцы на самом деле: к демократии или к диктатуре? Так к чему же стремятся украинцы на самом деле: к демократии или к диктатуре?

Покальчук также обратил внимание на то, что люди хотят жить в обозримом мире, при котором они будут иметь возможность расширять свои свободы в части благ, однако понятие цены при этом принципиально не рассматривается.

«Как говорил Томас Джефферсон, дерево демократии надо время от времени поливать кровью патриотов и тиранов, исторически доказано, что демократию получить нелегко, но массы об этом не думают, потому что платить за что-то – это всегда хуже, чем получать», – подчеркнул он.

Социальный психолог также добавил, что формулировка желаний вовсе не означает готовность к поступкам.

«У украинцев между намерениями и поступками лежит пропасть. Поэтому то, что мы говорим во время опросов, пишем в соцсетях – это одно, а как ведем себя – это третье, даже не второе», – резюмировал эксперт.

Противоречие 2

Декоммунизация под «Оливье» и советские фильмы

«Когда мы меряем «среднюю температуру в палате», присущую нам как нации, мы часто получаем очень противоречивые результаты. Это объясняется тем, что у нас для разных возрастных групп характерны совершенно противоположные тенденции. Например, декоммунизации в основном поддерживаются люди среднего и молодого возраста», – комментирует Валентин Ким. И добавляет, что тем, кто родился и вырос во времена Независимости, вообще трудно уже понять, что такое коммунизация – поэтому для них вопрос декоммунизации не является актуальным.

«Декоммунизация – это процесс активного меньшинства. Не так много людей было среди сторонников запуска этого процесса по всей стране. Вероятно, все помнят, сколько жестких и агрессивных споров велось вокруг свержения памятника Ленина в центре Киева 8 декабря 2013 года. Многие люди высказывались против», – напоминает Ким.

Однако процесс декоммунизации был запущен, и не потому, что большинство начали ее поддерживать, а потому, что его смогло внедрить активное меньшинство.

«Когда мы говорим о таких противоречиях, стоит отметить, что некоторые процессы у нас происходят именно благодаря активности меньшинства, а некоторые (противоречия) – как, например, оливье на Новый год – существуют из-за пассивности большинства. Пассивное большинство продолжает исповедовать старые принципы», – продолжает политический психолог.

Психолог Валентин Ким: Молодым интересна декоммунизация, то старшему поколению как раз хочется сохранить какие-то советские <a href=традиции/Фото с сайта Института национальной памяти" width="764" height="507" itemprop="image" class="zoomik_img" /> Психолог Валентин Ким: Молодым интересна декоммунизация, то старшему поколению как раз хочется сохранить какие-то советские традиции/Фото с сайта Института национальной памяти

Валентин Ким отмечает: дело тут не в советском кинематографе. «Замечу, он является не таким и плохим, большинство популярных фильмов не являются откровенно коммунистическими, в основном они достаточно бытовые, несколько убогие с современной точки зрения, тем не менее они удовлетворяют вкусы пассивного большинства», – добавляет он.

«Во-первых, у нас есть пассивное большинство и активное меньшинство, которые консервируют или запускают различные процессы. Во-вторых, у нас разные возрастные группы поддерживают различные тренды. И если молодым интересна декоммунизация, то старшему поколению как раз хочется сохранить какие-то советские традиции», – резюмирует Валентин Ким.

Противоречие 3

Хотим забыть о Сovid-19, но отказываемся прививаться

«Общественный шизоидный синдром никто не отменял. Шизоидность – это расщепление души на несколько личностей. Если представить украинское общество как личность (конечно, с научной точки зрения это некорректно, но наглядно), то в этой «личности» существует несколько субличностей. Одна из них олицетворяет адептов различных конспирологических теорий, антиваксеры, сторонников различных нелепостей в соцсетях и т.д.», – объясняет Олег Покальчук.

Кроме того, отмечает эксперт, люди хотят иметь контроль над ситуацией и хотят, чтобы «ковидная история» прекратилась, но в какой-то волшебный способ.

«Сказать: «Ковид, стоп!». Это своеобразная средневековое поведение, присущая временам, когда считалось, что только сила молитвы способна решить все проблемы. Но не все в мире достигается молитвой, кое-что еще и наукой», – комментирует он.

«Люди хотят, чтобы «ковидная история» прекратилась, но в какой-то волшебный способ», – психолог Олег Покальчук«Люди хотят, чтобы «ковидная история» прекратилась, но в какой-то волшебный способ», – психолог Олег Покальчук

В то же время объяснить такое положение людей несложно. «Во время эпидемии произошли изменения в когнитивной сфере – эмоциональная сторона начала доминировать над рациональной. Я бы сказал, что в перспективе все призывы к рациональному мышлению обречены на поражение. Общество в состоянии сильного хронического стресса, оно не понимает, что с ним будет через месяц, через год, и реагирует на все эмоционально, а эмоция вызывает состояние аффекта», – говорит социальный психолог.

Противоречие 4

Надеть вышиванку и пойти в московской церкви

«Украина – это страна с двойным дном. Священники, которые проводят службу, совершенно по-разному относятся к политической ситуации в стране, и не стоит рассматривать всех священников московской церкви как безынициативных людей, которые способны только ретранслировать то, что им говорят сверху. Так же не следует видеть в каждом священнике УПЦ/ПЦУ преданного патриота», – комментирует Валентин Ким. По его мнению, ситуация более разнообразная.

Политический психолог замечает, что с 2014 года наметился довольно интересный тренд на уменьшение количества приходов московской церкви и рост количества храмов поместной Украинской православной церкви.

Украинцы не всегда вникают, что <a href=церковь, которая сама себя называет Украинской, руководится из Москвы" width="668" height="438" itemprop="image" />Украинцы не всегда вникают, что церковь, которая сама себя называет Украинской, руководится из Москвы

«С одной стороны, украинцы значительно более религиозны, чем русские, а с другой – все же не настолько, чтобы церковь получила колоссальное значение. Для Западной Украины, где много католиков и греко-католиков, – церковь до сих пор играет большую роль. Если же посмотреть на Восточную, Центральную, Южную и Северную Украину, то церковь выполняет в основном ритуальные функции только на большие религиозные праздники», – отмечает эксперт.

«В целом же религиозные деятели не имеют такого, условно говоря, охвата, как даже современные блогеры. Интерес к новым лидерам мнений гораздо выше, поэтому их политические пристрастия могут сыграть большую роль, чем предпочтения какого-то местного священника», – добавляет он.

Противоречие 5

Требовать справедливости, но терпеть бытовую коррупцию

«Украинцы начинают возмущаться коррупцией, когда запрос коррупционных схем превышают возможности их кошельков. Если говорить о коррупции на уровне «чтобы кум порешал», то что тут такого? Это же не бьет по карману. Изначально это называется «обычное право», эта норма поведения является общечеловеческой», – разъясняет Олег Покальчук.

Эксперт подчеркивает, что в мире нет страны, которая бы окончательно поборола коррупцию.

«Есть страны, где коррупция или уменьшена, или частично легализована. Например, лоббизм в США – это легально. Или эта коррупция мелкая, которая имеет вид «бутылки за услугу», – указывает он.

«Украинцы начинают возмущаться коррупции тогда, когда денежные запросы коррупционных схем превышают возможности их кошельков», – Олег Покальчук/Фото: varta.kharkov.ua «Украинцы начинают возмущаться коррупции тогда, когда денежные запросы коррупционных схем превышают возможности их кошельков», – Олег Покальчук/Фото: varta.kharkov.ua

В то же время психолог отмечает, что в истории с восприятием коррупции существует определенное влияние «моды».

«Очень много слов пришло в наш язык из английского. Мы не замечаем, что начали говорить на суржике: только не российско-украинским, как раньше, а англо-украинском. Слово «коррупция» – модное. И, следовательно, модно ней и бороться», – объясняет он.

Покальчук также отметил, что в украинской интерпретации слово «коррупция» имеет социалистическую окраску и в массе своей означает ненависть бедных к богатым.

«В массовом возмущении коррупцией является зависть – мол, это же удалось человеку столько наворовать! А ведь мог (могла) быть я!» – добавляет он.

Противоречие 6

Выступать за рыночную экономику, но требовать отобрать частную собственность у богатых

«Опять же, этот тренд связан с разнонаправленностью общества. Вообще для украинцев характерна анархичность, стремление уничтожать государственные устои. Во многом это обусловлено геоклиматическими условиями существования нашей нации», – считает Валентин Ким.

Эксперт отмечает, что значительная часть наших предков жили в условиях, где человек мог выжить в одиночестве, без поддержки общества, или даже вопреки интересам общества. Итак, потребность в государстве как в способе самосохранения была невысокой: человеку удобно было в одиночку скрываться в лесах или вести самостоятельное домохозяйство.

«украинцам присуща анархическая черта, как стремление что-то отобрать у кого-то и поделить», – Олег Покальчук/Фото: еmaze«украинцам присуща анархическая черта, как стремление что-то отобрать у кого-то и поделить», – Олег Покальчук/Фото: еmaze

«Потребность в государстве возникла позже, причем стимулировали к этому пришельцы: то варяги провели централизацию власти, то монголо-татары что-то свое принесли, Российская империя накатила и обрубила зародыши самостоятельности ... Поэтому отношение украинцев к власти всегда было несколько дистанцированным, или даже презрительным», – объясняет политический психолог.

«Мы готовы, с одной стороны, быть нацеленными на поддержку современных экономических тенденций либертарианства, с другой – нам, к сожалению, присуща анархическая черта, как стремление что-то отобрать у кого-то и поделить между собой», – резюмирует эксперт.

Противоречие 7

Требовать чистых тротуаров и дворов, но парковаться где попало

По словам Валентина Кима, можно выделить три ключевые составляющие, которые формируют характер человека в обществе: а) отношение к человеку; б) отношение к обществу; в) отношение к государству.

«У нас больше всего стоят интересы человека. Второе место по степени важности занимает признание прав общества, а уже дальше – признание прав государства. То есть, в целом украинцы демонстрируют пренебрежительное отношение к государству. Несколько больше уважения украинцы демонстрируют по отношению к обществу, требованиям коллектива. Однако больше всего они склонны любить самих себя. Это, например, является нашим ключевым признаком, отличающим нас от северного соседа, где эта троица построена наоборот – важнейшие интересы – это интересы государства, затем по важности идет общество, и уже напоследок – частные интересы», – констатирует эксперт.

В этом смысле, замечает психолог, мы являемся обществом, где права человека очень хорошо могут прижиться, а вот какие-то дисциплинирующие вещи, когда надо уравнивать себя в правах с остальными, практически неприемлемы. Частично из-за этого у нас возникает такая ситуация с парковками: нам присуща хаотичность, удовлетворения собственных потребностей, которые для нас более приоритетные общественных. Это с точки зори исторической аналитики.

«Если же рассматривать момент организации общества, верховенства права, то мы тоже оказались в невыгодной позиции: с одной стороны, у нас не созданы условия для парковки повсеместно, а с другой – у нас боятся применять закон в отношении мелких правонарушений, ведь у нас мелкие чиновники опасаются санкций со стороны народа», – говорит Ким.

По мнению специалиста, поэтому народ абсолютно не воспринимает дисциплинирующие мероприятия.

«У нас боятся применять закон в отношении мелких правонарушений, ведь мелкие чиновники опасаются санкций со стороны народа», – психолог Валентин Ким/Фото: 3м2.ua«У нас боятся применять закон в отношении мелких правонарушений, ведь мелкие чиновники опасаются санкций со стороны народа», – психолог Валентин Ким/Фото: 3м2.ua

«В центре Киева эвакуаторы недавно начали вывозить автомобили, припаркованные с нарушениями. В соцсетях поднялась волна возмущения, никто не обратил внимание на положительный эффект: наконец-то появилась возможность свободно проехать», – напоминает эксперт.

По словам Валентина Кима, кроме культурно-исторических и социально-политических особенностей, существуют еще определенные демографические аспекты. Проблема в том, что Киев, как и другие крупные города, сейчас переживает демографический всплеск. Огромное количество людей приезжают сюда.

«Собственно, это общемировой тренд: глубинка становится все более безлюдной, люди покидают деревни, выезжают в города, а оттуда – в мегаполисы. Последние обречены на стремительный рост, и немногие города могут с этим справиться. Киев однозначно не может...», – заключает эксперт.

Противоречие 8

Воевать с Россией и покупать российское

«Есть разные украинцы. Есть украинцы, для которых война с Россией продолжается несколько лет, и для которых вполне очевидно, что рядом с нами страна, рядом с которой покоя никогда не было и не будет. Это один подход. Есть и другой, потребительски-прагматический, когда российский продукт удовлетворяет какие-то текущие нужды», – объясняет Олег Покальчук.

«Русский продукт удовлетворяет текущие потребности определенной части украинцев»/Фото: espreso.tv «Русский продукт удовлетворяет текущие потребности определенной части украинцев»/Фото: espreso.tv

По словам эксперта, преобладание каждого из этих подходов видно из иерархически географического распределения.

«Кто из украинцев ближе к какой границе живет – с Западом или с РФ, – тот кто ближе к воспроизводству конкретных паттернов поведения. Люди, которые живут ближе к восточной границе, в основном кормились – в прямом и переносном смысле – из российских источников. Есть яркие исключения в обоих случаях, но статистически это меньшинство, то есть исключения», – комментирует социальный психолог. Покальчук призывает не воспринимать украинцев как однообразную массу, а в каждом случае выяснять реальные мотивы поведения различных групп.

Противоречие 9

Требовать, чтобы все платили налоги, но самому избегать их

«В основном мы хотим, чтобы другие люди честно платили налоги, но мы знаем, что другие честно платить не будут, то и мы не платим. На самом деле это игра в крайнего», – комментирует Валентин Ким поведение украинцев, которые на словах требуют, чтобы олигархи платили налоги, а сами всячески избегают этого. Пример: активное использование лазеек, которые предоставляют ФОПы, или история с евробляхерами.

Однако, по словам политического психолога, срабатывает еще одна наша национальная особенность: колоссальная, тотальное недоверие к другим людям. Безусловно, есть много причин юридического характера, есть особенности системы налогообложения, но украинцы в целом не доверяют государственным институтам и они совсем не уверены, что уплаченные деньги пойдут на удовлетворение потребностей населения.

«У старшего поколения культура уплаты налогов в принципе отсутствует», – эксперт/Фото: hrens.kiev.ua«У старшего поколения культура уплаты налогов в принципе отсутствует», – эксперт/Фото: hrens.kiev.ua

«Это традиционная культура советского человека, однако время идет, диджитализация очень слабыми темпами, но развивается, новое поколение понемногу учится культуре уплаты налогов, ведь у старшего поколения эта культура в принципе отсутствует. Если сумма налогов, которые каждый человек платит, высчитывает бухгалтерия предприятия, то у меня к государству претензий как таковых нет. Но если я начинаю платить их самостоятельно, без посредников в виде бухгалтерии или владельца предприятия, тогда и появляется более осознанное отношение к государству», – отмечает эксперт.

Другая ситуация, уточняет психолог, например, у немцев, которые сами высчитывают, сами платят налоги, осознают, что отдают государству свои деньги, а значит и что вопросов к государству у них больше.

Противоречие 10

Возмущаться низкой зарплатой, но массово охотиться на «халяву»

Почему Украина десятилетиями не способна искоренить явление интеллектуального пиратства. Даже громкие угрозы США не способны заставить власть и граждан опомниться?

«Причиной такого явления наши системные ценности. Наше общество (кстати, как и многих других постсоветских стран) до сих пор существует в системе ценностей выживания: необходимость иметь запас, недоверие к окружающим и к реформам, желание, чтобы пришла «сильная рука» и решили твои проблемы. Сюда же зачисляется неготовность платить за услуги, а только за продукты, а также готовность поступиться качеством ради количества», – объясняет Валентин Ким.

По словам эксперта, для такого общества «как-то неактуально» платить за качественный контент.

«Мы готовы возмущаться, но мириться с рекламой, которая вылезает в пиратских фильмах каждые пять минут, но мы не готовы начать платить собственные деньги за чьи-то интеллектуальные права, поскольку до сих пор считаем себя бедными людьми», – отмечает психолог.

Украинцы не готовы платить за легальный контент – мы до сих пор считаем себя бедными и несчастными, хотя на улицах столько машин, что негде припарковаться.../Фото из открытых источниковУкраинцы не готовы платить за легальный контент – мы до сих пор считаем себя бедными и несчастными, хотя на улицах столько машин, что негде припарковаться.../Фото из открытых источников

При этом, подчеркивает Ким, общий тренд на обогащение украинцев достаточно оптимистичным.

«В этом смысле наше представление о себе не успевает догнать наше реальное состояние. Мы до сих пор считаем себя бедными и несчастными, хотя на улицах столько машин, негде припарковаться, в летний период у нас ежедневно вылетают сотни самолетов. Да, у нас продолжают экономить – большая часть машин, которые стоят во дворах, приобретенные за хитрыми схемами, но у людей деньги есть! А мы прибедняемся, что нет», – говорит психолог.

«К слову, прибедняться – это еще одна характерная национальная черта. Она характерна всем поколениям. Такие исторические обстоятельства: наши предшественники должны были выживать, а мы не доверяем государству, прибедняемся, чтобы никто не подумал, что у нас завелись лишние деньги», – добавляет эксперт.

Наталья Сокирчук, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: