Монстрогаз Украины. Потребители заплатят за еще одну энергетическую реформу?
Кому выгодны «сетевые иски»
20 марта Генеральная прокуратура обратилась в хозяйственный суд г. Киева с пятью однотипными исками. Они поданы против компаний «Волыньгаз», «Ровногаз», «Львовгаз» и «Харьковгаз» и «Полтавагаз». Иск против «Волыньгаза» принят к рассмотрению и подготовительное заседание состоится уже 25 апреля.
В исковых заявлениях сказано, что газораспределительные сети должны были быть переданы этим пяти компаниям на платной основе на условиях аренды. Причиной подачи иска в Генпрокуратуре считают нарушения в принятии Постановления Кабинета Министров Украины от 20.08.2012 №770 «О некоторых вопросах использования государственного имущества для обеспечения распределения природного газа». По мнению прокурора, постановление не подлежало исполнению, а договор хозяйственного ведения может быть признан недействительным. Пока что иски поданы к пяти компаниям, но вопрос статуса газораспределительных сетей подымается уже не первый год и касается всех облгазов в Украине.
Закон обратной силы
Однако, согласно действующему законодательству передача газораспределительных сетей в аренду равно как их приватизация или другое отчуждение были запрещены законодательством в 2012 году Более того, в феврале этого года парламент принял новый закон «О приватизации государственного и коммунального имущества», в котором в статье 4 перечисляются объекты не подлежащие приватизации, среди которых отдельной строкой указаны «государственные газораспределительные сети» как не подлежащие приватизации. Таким образом, статус сетей как не подлежащих отчуждению за все эти годы, законодатель не изменял.
По словам юриста Александра Москалюка, «аренда распределительных газопроводов до сих пор напрямую запрещена положениями законов «О приватизации государственного имущества» и «Об аренде государственного и коммунального имущества». Кроме того, на распределительные газопроводы распространяется действие закона «О трубопроводном транспорте». Поэтому договора хозяйственного ведения газораспределительных сетей, которые были заключены в 2012 году были единственной легитимной формой, по которой государственные сети могли быть переданы на обслуживание газораспределительным компаниям на всей территории Украины».
Газораспределительные сети наиболее интенсивно строились в период массовой газификации в 60-70 годах. Их строительство финансировалось как из бюджета, так и за счет коммунальных денег, предприятий и кооперативов. Построенные сети передавались на баланс облгазам, которые обеспечивали их работоспособность и доставляли по ним газ для потребителей. Таким образом, сети всегда со времен «совка» были на балансе облгазов и обслуживались ими, но оформлением статуса сетей власти озаботились только в 2011 году, когда Украина присоединилась к Европейскому энергосообществу и приняла на себя обязательства выполнить энергетические Директивы. Поскольку аренда была запрещена, были заключены договора хозяйственного ведения, которые позволяли облгазам обслуживать сети и инвестировать в их реновацию и развитие.
Несмотря на законодательные ограничения по аренде государственных сетей, Генпрокуратура в суде выступает с позицией платности их использования и требует взыскать с компаний размер арендной платы за период 2013 – 2017 годов.
По словам Александра Москалюка, вопрос платного использования газораспределительных сетей возник в связи с принятием закона «О рынке природного газа» в 2015 году. Только тогда появилась законодательная норма, которая запрещала передавать государственную собственность в пользование бесплатно. В законе не конкретизировалось, через какой механизм должно происходить взимание платы за пользование сетями. Само понятие «аренда сетей» является нарушением целого ряда действующих законов по сегодняшний день.
Поэтому указанное в исках ГПУ намерение взимания арендной платы не имеет правовых оснований. Точно так же как и взыскание арендной платы за период до принятия закона «О рынке природного газа» является беспочвенным. Потому как закон не может иметь обратной силы.
Что касается платности сетей, то для этого уже сформирована вся договорная база. Еще в июле 2017 года газораспределительные компании заключили с Минэнерго договоры эксплуатации на ту часть сетей, которые находились в государственной собственности.
«Вопрос платы за пользование сетями напрямую привязан к пересмотру тарифа на распределение газа. Если тарифная выручка операторов ГРМ будет увеличена на размер платы, то эти средства будут заплачены конечными потребителями, о чем неоднократно говорили представители газораспределительных компаний. При размере платы за эксплуатацию в 1,5 млрд. грн. действующий тариф для распредкомпаний должен быть повышен примерно на 11%, с 56 копеек за доставку одного кубометра газа до 63 коп», - отметил эксперт энергорынка Валентин Землянский.
Чужими руками захватить рынок
Еще летом прошлого года в СМИ попала презентация стратегии НАК «Нафтегаз Украины». В ней компания должна была развиваться по принципу вертикальной интеграции. В стратегии так же отмечалось, что НАК «Нафтогаз Украины» будет контролировать газораспределительные сети и будет продавцом газа для бытовых потребителей.
В данной презентации, подготовленной к так и не состоявшемуся визиту тогдашнего министра энергетики США Рекса Тиллерсона, были четко обозначены амбиции менеджеров «Нафтогаза»: контролировать все без исключения сегменты рынка газа в Украине.
Сейчас рынок бытовых потребителей остается единственным, где роль «Нафтогаза Украины» эффективно ограничивается нормативно-правовым регулированием Кабинета Министров. Все остальные сегменты – транспортировка и хранение газа, импорт и добыча находятся под контролем госмонополии.
Например, внутренний рынок газа. НАК «Нафтогаз Украины» через свою «дочку» «Укргаздобычу» контролирует 15,3 млрд. куб. м. газа из 20 млрд., добытых в Украине. Если бы «Нафтогаз» мог продавать газ добытый «Укргазвыдобуванням» на свое усмотрение, то весь частный трейдерский бизнес в Украине был бы уничтожен в течение одного сезона.
Аналогично, НАК «Нафтогаз Украины» импортирует более 70% газа в Украину. Из 14 млрд. куб. м. ввезенных в 2017 году 8,2 млрд. были импортированы НАК «Нефтегаз Украины». Таким образом, государственная компания реально владеет ресурсом собственной добычи газа в объеме 15,3 млрд. куб. м. и импорта в объеме 8,2 млрд. куб. м – всего 23,5 млрд. куб. м газа при общем объеме рынка в 32 млрд. куб. м. газа. В таких условиях одна компания может диктовать рынку свою цену, условия и т.д.
В конце февраля 2018 года НАК «Нефтегаз Украины», ожидая поставок газа из Российской Федерации дважды сбросил цену для промышленных потребителей. В результате предложение «Нафтогаза Украины» было ниже стоимости импортного газа на границе. В заложниках оказались как добывающие компании, так и импортеры. Они должны были либо продавать газ себе в убыток, либо же замораживать средства и платить за хранение «дочке» НАК «Нафтогаз Украины» - «Укртрансгазу».
Ситуация с демпингом стала одной из причин однодневного газового кризиса, когда расчеты Нафтогаза не оправдались и «Газпром» отказался поставлять предоплаченный газ. После чего цена в прайсах госмонополии пошла вверх.
Реформы или сказки
«В случае получения контроля над всеми элементами критической инфраструктуры газового рынка НАК «Нафтогаз Украины» получит рычаги влияния, как на всех потребителей, так и правительство. Уже сейчас в госмонополии вынашивают планы по повышению стоимости газа с октября 2018 года до 12 грн. за куб. м. Это значит, что газ станет крайне дорогим удовольствием. По прогнозам самой монополии примерно треть населения просто не сможет себе его позволить и прекратит использовать его в быту. Рассказы же об открытом рынке газа и низких ценах останутся «сказками» - отмечает эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук.
Иски с требованием платы за сети задним числом могут спровоцировать цепную реакцию судебных разбирательств между органами власти. Например, сети Киева – являются коммунальной собственностью. Почему Киев не имеет права получать плату за использование своей собственности? Почему платить нужно только за государственную собственность? Такие вопросы будут задаваться в залах местных советов на всех уровнях. Ведь коммунальных газораспределительных сетей в Украине около четверти. В результате, местные власти могут принимать очень резкие шаги. Какими они могут быть, мы уже видели в вопросах перенаправления части ренты от добычи газа в местные бюджеты.
По мнению Корольчука, самое ироничное, что под лозунгами решительных рыночных реформ воспроизводится самая, что ни на есть советская модель хозяйствования: ресурсы и сети контролируются одним субъектом, и все вопросы решаются одним телефонным звонком. Все это не имеет ничего общего с процессом анбандлинга и реализацией третьего Энергопакета, о котором все так любят вспоминать дерзкие реформаторы.
Инна Михайловская, для «Главкома»
Читайте також цей матеріал українською мовою: Монстрогаз України. Споживачі заплатять за ще одну енергетичну «реформу»?
Коментарі — 0