Кто заменяет Россию: на мировом рынке нефти появился новый игрок
Гайана увеличивает свое присутствие на нефтяном рынке ЕС
Западные санкции против российской нефти открыли окно возможностей для новых производителей, включая небольшую страну на северо-восточном побережье Южной Америки – Гайане. Об этом пишет Reuters.
Рост спроса на более легкие сорта нефти и перераспределение мировых потоков нефти после санкций в отношении РФ открыли двери на европейском рынке для всех, включая постоянно растущую Гайану с ее добычей углеводородов. За первую половину 2023 года страна отгрузила 63% своей экспортной нефти именно на рынке ЕС. Однако часть этого увеличения потока в Европу также произошла за счет нефтеперерабатывающих заводов на побережье Мексиканского залива США, которые в этом году не импортировали нефть из Гайаны.
Рост добычи в южноамериканской стране позволил консорциуму Exxon и правительству, отдельно продающему свою долю добычи нефти, больше направлять на европейские нефтеперерабатывающие предприятия. Согласно данным, значительная часть нефти Гайаны продается в Роттердаме, ключевом европейском нефтяном центре.
ЕС за шесть месяцев этого года потреблял в среднем 215 тыс. б/д нефти из американской страны. Для сравнения: по данным Refinitiv Eikon, доля экспорта сырой нефти Гайаны в Европу составила около 50% всех ее поставок в 2022 году.
Справедливости ради следует признать: Гайана так легко заходит на рынок Старого Света не только потому, что мир больше не хочет покупать нефть из РФ. НПЗ Европы также начали закупать нефти меньше в этом году у государств Персидского залива, неоднократно поднимавших цену на свои сорта для покупателей в ЕС. Разумеется, Гайана этим воспользовалась. Впрочем, она не сбавляет обороты и в Азии, где ее экспорт нефти хоть и не увеличился, но и не уменьшился.
Южноамериканская страна намерена увеличить добычу нефти к 2027 году до 1,2 млн б/д, причем это возможно за счет шести уже разрабатываемых месторождений, а еще и новых, которые могут увеличить показатели. При сокращении ОПЕК+ выглядит довольно органично. Другой вопрос, что Гайана, как новичок, может серьезно увлечься, провоцируя профицит на ряде рынков.
Напомним, спрос на нефтяные танкеры вырос в четыре раза. Объем заказов на строительство разного типа судов за первые 6 месяцев 2023 года в мире снизился – к сожалению, рекорд 2022-го повторить не получилось, – однако танкеров понадобилось почти в четыре раза больше.
По данным VesselsValue, на данный момент в портфель заказов судостроительным верфям по миру добавлено 466 грузовых судов, что на 23% меньше, чем в 2022 году. Примечательно, что спрос на суда, перевозящие сырье, возрос, а вот на контейнеровозы, напротив, упал. По ним портфель контрактов снизился с 295 судов в I полугодии 2022 года до 86 – 2023-го.
За полгода перевозчики заказали в 2,8 раза меньше газовозов, всего 32 судна, а вот новых танкеров для перевозки жидких нефти и нефтепродуктов хотят еще больше. На первом месте по заказу Греция, разместившая почти половину всего объема заказов на нефтяные танкеры (47,9%), на втором Япония – 31,6%, на третьем ОАЭ – 6,9%.
Коментарі — 0