Атака на российские НПЗ: впечатляющая экономическая стратегия Украины

Атака на российские НПЗ: впечатляющая экономическая стратегия Украины
Длительные постоянные атаки на НПЗ должны увеличить дисконт между нефтью BRENT и российской URALS, а это прямые бюджетные потери россиян
фото из открытых источников

Об экономических уязвимостях россиян. Или о бензоколонке без бензина, бензовозов и без кассы

Сочетание классических санкционных инструментов с диверсионными возможностями украинских силовиков открывают в 2024 году реализацию интересных сценариев в борьбе с РФ на экономическом фронте. Наш враг имеет три стали уязвимости, которые неспособен изменить:

  1. Зависимость от нефти.
  2. Большая территория.
  3. Проблемная система управления в госкомпаниях и банках.

•1•

С легкой руки покойного сенатора Маккейна экономисты давно называют РФ бензоколонкой. Половина экономики противника зависит от топливно-энергетического комплекса. На фоне нефтяных санкций разница между ценами на Brent и Urals колеблется в диапазоне 5-30 долларов на баррели. Интересное течение событий может возникнуть из-за атаки Украиной российских НПЗ. Высвободившийся объем нефти пойдет на экспорт, и не только чтобы компенсировать потерю экспортной выручки по топливу. Поскольку у россиян (в отличие от США) отсутствуют нефтяные хранилища, существенное падение спроса на нефть со стороны российских НПЗ должно привести к увеличению запасов в терминалах. А через месяц-два дополнительные объемы нефти просто пойдут на экспорт, потому что ее будет некуда девать, иначе российским нефтяникам придется консервировать дорого скважины.

Длительные постоянные атаки на НПЗ должны увеличить дисконт между нефтью Brent и российской Urals, а это прямые бюджетные потери россиян. С тезисом о том, что атаки на НПЗ тянут цену на нефть в гору, я не согласен. Цены вверх на нефть Brent влечет уменьшение добычи странами OPEC и одновременное увеличение потребления на фоне обмена угрозами между Израилем и Ираном. На графике, в принципе, видно, что цены колеблются вне зависимости от аварий на российских НПЗ.

Второй аспект нефтяной темы – это инфляционное давление на рубль из-за удорожания горючего. В марте у РФ биржевые цены на бензин подскочили на 14%, а на дизтопливо – на 11%. До розничных АЗС волна пока не достигла. Власти надавили на РЖД, которую обязали доставлять топливо из других регионов РФ в зоны покрытия аварийных НПЗ. Впрочем, рост цен на топливо – ключ к развенчиванию инфляционного маховика в любой стране. Если потери мощностей российских НПЗ составят 30-40%, то скрыть проблему за счет запасов уже не получится. Да и забитые под завязку нефтяные терминалы в том же Новороссийске будут ярко гореть, хотя в эффективности ударов именно по терминалам не уверен. Поток на свободный рынок Urals, который негде хранить, может сбить цены в черноморском регионе ниже ценового потолка в 60 долларов.

•2•

Большая территория – большая зависимость от транспортной логистики. Речь не столько о пассажирском транспорте, сколько о грузовых перевозках, трубопроводах, передаче электроэнергии. Поезд от Санкт-Петербурга во Владивосток идет 11-12 дней, грузы могут двигаться месяц-два. Слабым местом россиян остается логистика в КНР и северный морской путь, который зависит от навигации. Взрыв в Северномойском тоннеле показал, что транспортные пути в РФ имеют узкие места.

Недавний кейс с торможением роста цен на АЗС в крупных городах РФ при погрузке РЖД топливной логистикой дает понимание, что аварийное прекращение работы транспортной инфраструктуры россиян в узких местах может стать катализатором не только топливного кризиса. Интересна авиационная транспортная логистика. Для России транспортный флот, те же ИЛ-76, очень важны не только для гражданских, но и для военных грузов.

Разница во времени при опрокидывании грузов и личного состава из Владивостока в БНР между поездом и самолетом достигает 7-10 дней. Оперативное перемещение грузов в РФ без парка самолетов невозможно. Но парк гражданских грузовых самолетов был в РФ достаточно скромный: до 50 ИЛ и 65 АН. В 2023 году СБУ провела успешную операцию по блокированию экспорта двигателей для ИЛ-76 из Украины, это как раз критическая для россиян запчасть. Но дополнительная бдительность в этом секторе не помешает.

•3•

Система управления государственными корпорациями В РФ особенная и работает на коррупционном двигателе. За чиновниками присматривают генералы, за генералами – другие генералы, а за ними – полковник КГБ… Эти сложные круги контроля никогда не останавливали хищение средств. Особенно узким местом системы у россиян сейчас госбанки. Санкции и снижение экономической активности привели к значительным убыткам, которые российские банкиры успели похоронить в отчетности, где предел скелетов уже почти исчерпан. История старая как история Сбербанка СССР: старые плохие кредиты переоформляются как новые (хорошие), а затем понемногу вытесняются суперновыми, и постепенно теряют свой вес в кредитном портфеле, в т.ч. под влиянием инфляции Но когда скорость роста плохих кредитов больше притока ликвидности, плохое качество активов становится заметным.

В наиболее тяжелом состоянии сейчас находится ВТБ. На одной из конференций глава ВТБ Костин даже пошутил, что ВТБ уже не нужны международные Базельские рекомендации, мол, давайте соберемся в Воронеже и сделаем для РФ воронежские рекомендации. Действительно, для ВТБ Базельские рекомендации уже слишком тяжелы. Кризис на рынке нефти Urals вполне может подтолкнуть российский банковский сектор к катастрофе. Здесь рисуется четкая цепочка: «Кризис в кассе бензоколонки» – катастрофа на рынке нефти – снижение доходов банков на фоне падения ликвидности системы государственных финансов РФ – увеличение списаний по кредитам россиянам – банкротства банков – отвлечение бюджетной ликвидности для лечения госбанков.

В принципе, при любом сценарии удары по москальским НПЗ – это интересная точка отсчета экономического кризиса в РФ. Так что союз диверсионных возможностей Украины вместе с международной санкционной политикой выглядит рабочим инструментом, к которому следует «прикрутить» катализаторы кризисных процессов в РФ. У врага очереди должны быть не только за яйцами и сахаром, они должны быть банкоматами и бензином.

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: