Как украинская культура стала топливом для российской литературы
«Это гигантский невроз, значительно сложнее простых отношений колонии с метрополией»
Первая научноподобная история «государства русского» была написана в Киеве в конце 17 века настоятелем Киево-Печерской Лавры Иннокентием Гизелем и называлась «Синопсис Киевский». Там было написано и о «трехедином русском народе» и о передаче исторической и государственной легитимности от Киева в Москву после монгольского нашествия. Все более поздние московские историки брали за основу то, что написал киевлянин Гизель.
Первый идеолог и по сути сотворец Российской империи – украинец Феофан Прокопович, который, в том числе заложил основы оправдания деспотической имперской власти из-за выдернутых аргументов по европейской философии и богословию, которые тогдашними московитами были неизвестны, потому что в то время Киев стоял на три головы выше Москвы в интеллектуальном смысле, не говоря уже о вовлечении в западную интеллектуальную традицию.
Гоголь написал не только замечательные (хотя все равно как украинские, так и малорусские, все зависит только от трактовки) рассказы и повести из «украинского цикла» на русском языке (что принципиально), но и заложил основы русского литературного языка и литературы в целом, в том числе использовав украинскую культуру как топливо для культуры имперской.
Список этот длинный, в нем есть люди разного таланта масштаба, но принципиально одно – значительное количество украинских интеллектуалов разных эпох соблазнились империей, в разных формах и при разных обстоятельствах – от угрозы физического уничтожения и банального материального интереса, до вполне сознательного выбора империи как пути, который они видели оптимальным выбором для всех украинцев как таковых. К счастью, такими были не все – и потому сегодня Украина.
Это все я говорю, чтобы мы понимали эту свою собственную темную сторону – у нас она есть. Без Украины действительно не было бы никакой российской империи – не только как территории, но и без украинцев, эту империю строили себе и своим потомкам на голову.
Это гигантский невроз, значительно сложнее простых отношений колонии с метрополией, потому что не каждая будущая колония была интеллектуальным донором будущей метрополии.
И этот монстр очень хорошо понимает это. Он умеет не только убивать и крушить, он умеет соблазнять. Иногда очень неожиданным способом. К примеру, играть на нашем желании сегодня записать в украинский пантеон людей, которые сознательно и системно работали на этого монстра в прошлом. Разминировать хоть узкую тропу в нашей линии обороны, пусть даже сыграв на нашей гордыне.
Следует ли отрицать и игнорировать свою темную сторону? Нет. Но и не стоит ставить ее на пьедестал. Ее нужно проговорить и двигаться вперед, в будущее. И очевидно, что ради этого будущего от чего придется отказаться. Иначе мы снова пойдем по кругу. А этого очень бы не хотелось.
Читайте также:
- О Булгакове и других
- Что общего между Булгаковым и Волновым, или Почему лозунг «Прочь от Москвы» снова актуально
- Россия планирует законодательно запретить украинские книги на оккупированных территориях
- Do you speak English, Украина? Как мечты президента разбиваются о реальность
- Знаете ли вы украинский? Все, что нужно знать о новых экзаменах для госслужащих
- Ольга Васильева: Русскоязычным в Украине быть стыдно
Коментарі — 0