От Рима к настоящему: исторические истоки конфликта между Западом и Россией

От Рима к настоящему: исторические истоки конфликта между Западом и Россией
Как раскол Римской империи повлиял на современное противостояние Запада и России
фото: depositphotos.com

Почему Запад и Россия конфликтуют уже тысячелетие

Противостояние Запада и РФ, на самом деле имеет очень глубокие корни, которые уходят в дихотомию, раздвоенность бинарного мира, ставшего наследником Римской империи, расколовшейся пополам.

Отсюда и черно-белое восприятие цивилизации и метки деления на «свой-чужой».

Римская империя, как известно, распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Затем это деление продолжилось в дихотомии Веры: католицизм – православие. Западная Европа стала наследницей Западной части Римской империи, не даром германская протогосударственность начиналась с Великой Римской империи Германской нации.

Наследницей Восточной империи стала Византия. Таким образом, Запад – это в ментальном коде имперский проект, но на республиканской основе.
После столетий монархизма западная цивилизация пришла к реинкарнации Римской империи в виде республиканского имперского проекта США: капитолий, сенат, сенаторы, элементы римского права в первооснове.

Дипломатия, ведение войн, сферы влияния – тоже чисто римские. Даже формирование своей ойкумемы происходило в рамках римской модели: все права для граждан и контролируемые «племена» без права гражданства.

Россия является наследницей Византийской империи, если брать базовую идеологию и «заводские настройки»: квази монархическая форма правления, православие, замкнутость, эсхатология, Катехон-Удерживающий (ключевой элемент новой идеологии Путина). Дипломатия, ведение войн – также чисто «византийские». Кстати, в Украине ошибочно сравнивают РФ с Ордой и Монгольской империей, что в корне неверно.

Монгольская империя никогда не стремилась построить «монгольский мир». Напротив, монголы всегда ассимилировались в покоренном море народов (юаньская династия в Китае). Монголы максимально использовали местные особенности покоренных народов. Россия же всегда, точно также как и Византия стремилась создать «свой мир». Да, он тоже выполнял роль «плавильного котла», но лишь отчасти.

Основа всегда была в известной триаде: Государь, Православие, Народность. Таким образом, борьба в Европе – это уже полторы тысячи лет – борьба за римское наследство между наследниками Римской и Византийской моделями миропорядка.

Слабая позиция Запада заключается в том, что указанная выше дихотомия абсолютно не учитывает наличие других Миров. Китайская цивилизация, арабская, тюркская, индийская, латиноамериканская, иранская, рассматриваются лишь в контексте способности усваивания ими, пусть и с национальными (туземными) особенностями, западной, «римской» модели развития.

Именно поэтому вестернизированная Азия на «римской модели развития» воспринимается на Западе в режиме «свой», а остальная часть Азии – в режиме «чужой». Но мир изменился.

Мировая история больше не линейное продолжение наследия Римской империи. Это уже, как минимум, децемоцентричный мир (от латинского децемо – десять).

И это объясняет, почему не удалось добиться полной изоляции РФ и остановить расширение БРИКС. Дело в том, что Россия сумела сыграть на этом противоречии и непонимании Западом таких стран как Южная Африка, Бразилия, Китай. И даже Индия, которая всегда была ближе к Западу, стала балансировать.

И это проблема.

Потому что не страшно, когда ось зла состоит из КНДР, Сирии и Ирана. Хуже, когда «ось зла» расширяется примерно на треть Человечества, включая в себя Китай и втягивая как магнит Центральную Азию и Индокитай.

Финиш такой политики очень быстро настанет, если Индия сместится в сторону Революции Глобального Юга против «глобального дворянства». Половину Человечества уже в «ось зла» не запишешь.

Что может изменить ситуацию?

Лишь отказ от парадигмы «римского имперского наследства», отказ от модели доминирования, новая политика в отношении сфер влияния (без разительной пропасти в отношении к «гражданам империи» как к ценному человеческому капиталу и »варварам-союзникам» как к человеческому ресурсу-топливу). И мультикультурализм, инклюзия чужих моделей развития, которые не обязательно являются неправильными.

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: