В чем Путин видит главную угрозу своему режиму
Современная Россия – это автократия под личиной демократии, распространитель национализма и сторонник экспансионизма, оправдываемого выдуманными внешними угрозами
Современная Россия – это автократия под личиной демократии, распространитель национализма и сторонник экспансионизма, оправдываемого выдуманными внешними угрозами
«За время напряженного периода в марте, когда Владимир Путин исчез с экранов, российский президент сделал лишь одно официальное заявление, - пишет российский оппозиционер Михаил Ходорковский в своей колонке для NY Times. - Он проинструктировал премьер-министра подготовить план создания нового федерального агентства, которое будет работать над «укреплением единства мультинационального народа Российской Федерации».
По словам Ходорковского, на это заявление почти никто не обратил внимания, хотя оно поднимает серьезные вопросы. Зачем создавать еще одно государственное агентство, когда расходы на другие сокращаются? И почему главой агентства выбран Игорь Баринов, парламентарий и полковник ФСБ в отставке с опытом контртеррористических операций и работы в Чечне?
Ходорковский отмечает, что Кремль воспринимает религиозное и этническое разнообразие, как угрозу своей безопасности. «Новое агентство, - отмечает оппозиционер, - должно справиться с задачей переплавить все это многообразие в единую Россию, пока Путин продолжает взращивать свои имперские амбиции по захвату бывших советских территорий».
Одной из возможных причин, по которой главой агентства был выбран Баринов, Ходорковский считает резонанс, вызванный убийством Бориса Немцова 27 февраля. Многие подозревают, что за этим, как и за многими другими убийствами, стоял лидер Чечни Рамзан Кадыров, который пытался в очередной раз продемонстрировать свою лояльность Путину и зашел слишком далеко. Путин, который рассчитывал, что Кадыров будет держать свой неспокойный регион в узде, мог посчитать, что чеченский лидер стал непредсказуемым. И, возможно, никто не сможет держать Кадырова под контролем лучше, чем Баринов.
Впрочем, добавляет Ходорковский, более вероятной причиной создания агентства могло послужить то, что на поверку Россия оказалась не столь единой, как предполагает название путинской партии. И Кремль считает фрагментацию РФ серьезной угрозой своей власти.
Самым беспокойным и агрессивным регионом России остается Северный Кавказ, где мусульмане живут в этнических сообществах и слабо интегрированы с остальной страной, несмотря на зависимость от финансовых вливаний их Москвы. По сути, Чечня является исламской республикой, живущей по законам шариата.
Москва чуть лучше контролирует регион Средней Волги, где мусульманское населения также демонстрирует признаки неповиновения. С момента аннексии Крыма к мусульманскому населению РФ добавилось почти 300 000 крымских татар. На почти все они сохраняют верность Украине и сопротивляются получению российских паспортов.
«Но самая большая проблема для Кремля – это Москва, в которой живут больше 2 млн мусульман, по большей части, мигрантов», - говорит оппозиционер.
По словам Ходорковского, для создания костяка своей шовинистической идеологии Кремль использует несколько геополитических идей, оправдывающих ультранационализм. Первая – это «евразийство», которое противопоставляет Россию Европе и оправдывает притязания Москвы на бывшие советские республики. Другая концепция, «русский мир» предполагает право Москвы на контроль над всеми русскоязычными регионами вне зависимости от национальности проживающих там людей. Сторонники обеих теорий поддерживают возрождение СССР.
«Так что же такое современная Россия? – задается вопросом Ходорковский. - Нынешние хозяева Кремля нашли собственный, весьма циничный, ответ: это традиционная автократия под личиной демократии, распространитель этнического национализма, который прикрывается идеей восстановления российского достоинства, сторонник экспансионизма, оправдываемого выдуманными внешними угрозами».
Перевод: Новое время
Коментарі — 0