Донецкие сценарии
На окраинах Донецка вообще не видно оккупации и диверсантов. Город живет привычной жизнью.
Ситуация в Донецкой области остается напряженной и тревожной. С одной стороны, регион остается территорией Украины, здесь действуют украинские законы и над административными зданиями висят украинские флаги. Это Украина, где работают предприятия, магазины и кафе, люди ежедневно ходят на работу, предприниматели платят налоги и взятки, в общем, идет нормальная жизнь. Разве что новости из горячих точек так и пестрят знакомыми названиями. На окраинах Донецка вообще не видно оккупации и диверсантов. Город живет привычной жизнью. Почти…
Почти, потому что в то же время есть Славянск, который фактически превратился в оккупированную территорию. Есть захваченная Донецкая облгосадминистрация, есть неподвластные закону грабители и боевики. Георгиевская ленточка автоматически становится индульгенцией на владение оружием и применение такового. Деморализованная милиция старается не связываться, своего Коломойского в Донецке не нашлось. Не нашлось даже своего Кернеса. Все это уживается в одном сценарии. Сценарии «Странной войны», которая переместилась из Крыма в Донбасс и Харьков.
Сторонники Донецкой республики постепенно осваиваются в новой роли существования вне закона и начинают по полной программе использовать этот статус. И если несколько дней назад их с полным на то основанием называли сепаратистами, то сегодня куда уместнее говорить «террористы». Славянск превратился в территорию вне Украины – там свои правила и, как с Дона, нет выдачи. Именно туда боевые бригады свозят добычу – захваченных в других городах области пленных. Тех, кого хватали по идеологическим соображениям или на заказ – жестоко убивают. Других превращают в заложников – выставляют на обмен.
Так, начальника краматорской милиции, захваченного при штурме, предлагают поменять на оружие. Но скоро эти рамки раздвинут, и будут просто воровать людей и требовать выкуп. Чеченский опыт не просто пригодится, его помогут реализовать именно те люди, которые набили руку на этом гешефте. Благо, российских диверсантов в самом Славянске уже идентифицировали, да и местный криминалитет, пригретый «туристами», понимает толк в таком бизнесе. Население либо поддерживает новый порядок, либо молчит. Потому что дураков переть с голыми претензиями против автоматов и бандитов с битами в условиях отсутствия закона нет. Да и с поддержкой все неоднозначно. Кто-то рад пограбить и свести счеты, другой просто напуган, а третий искренне хочет в Россию. Вот только последний вариант – не обсуждается. России в Донецкой области не будет. Будет кое-что другое.
Даже если бы Россия хотела присоединить к себе Донбасс, у нее бы ничего не вышло. Да, США радостно наблюдают за тем, как Кремль бесит Европу и сворачивает себе шею в Украине, но так далеко Путину зайти не дадут. Оккупация восточных областей – перебор. Последуют не просто санкции, а обвал цены на нефть и зеленый свет Китаю по всем проектам, при условии его жесткой позиции в отношении Москвы. Фактически, при таком сценарии, Россия перестанет существовать в качестве серьезного игрока в международной политике. И есть сторонники такого сценария, но Путин при всех своих заскоках не даст втянуть себя в эту игру. Захват исключен.
Но и Украина не торопится восстановить контроль над этой территорией. Приказ войскам «не стрелять на поражение» объясним и понятен, но оставляет широкий простор для маневра диверсантам и их сторонникам, которые в любом конфликте прикрываются местным населением. В шахматах это называется пат. Только в нашем случае он двойной и похож на цугцванг. Ни у одной стороны нет хода. Вернее есть, но цена этих действий несоизмерима с возможной выгодой. Ни оккупации Россией, ни восстановления украинского контроля в ближайшее время не предвидится.
Славянск превращается в столицу нового Приднестровья. Или Придонечья, если быть нудным географом. Территория, в которой действуют законы военного времени, установленные местными князьками, при поддержке Кремля. Это не то, что хотела Россия, но в качестве компромисса такой вариант ее устроит. Придонечье будет постоянной головной болью для Украины и никогда не станет частью НАТО. Это не то, что хотела Украина, но тоже допустимый компромисс. Сил и решимости ликвидировать этот очаг напряженности нет, и это всяко лучше, чем оккупация.
Единственный вопрос, который сегодня остается нерешенным, это границы «Дикого поля». Славянск точно станет столицей. Донецк практически стопроцентно избежит этой участи. Краматорск имеет все шансы присоединиться к Славянску, шансы Горловки ниже, но тоже реальные. Константиновка, Дружковка – также под вопросом. Идет переговорный процесс, к которому жителей Донецкой области вообще не привлекают. Патриотов Украины или сторонников России – никого. Потому что население, решившее отсидеться, автоматически превращается из субъекта политики в объект. Грустно, но именно так всегда бывает.
Коментарі — 0