Реальные переговоры проходили не в Донецке, а в кабинете Петра Порошенко
Коридор в Россию это просто красивая фантазия, потому что Кремль не зря усиливает военное присутствие у границы
Переговоры о прекращении огня, которые прошли в Донецке, оставили странное впечатление. И дело даже не в том, что на фоне массы позитивных заявлений продолжаются обстрелы и гибнут люди. Просто неподготовленному зрителю невозможно разобраться – что это было вообще. Кто и с кем договаривался? Подготовленный наблюдатель вообще рисковал своим рассудком.
Самую большую интригу создал Виктор Медведчук, потому что именно его роль в процессе явно была ключевой. Вот, кого он представлял на переговорах? Российский посол Зурабов заявил, что Медведчук представлял действующего президента Украины Петра Порошенко. Это выглядело логично, хотя и некрасиво. Но в Администрации президента это заявление быстро опровергли, объяснив, что они делегировали только Кучму. Зато ОБСЕ распространила информацию, что Медведчук как раз представлял сепаратистов. Что выглядело еще более логично и еще менее красиво.
Сам Медведчук вечером был вынужден выступить с разъяснением, что террористов он не представлял, а вел с ними переговоры. Круг замкнулся, вопрос – «От чьего имени Виктор Владимирович вел переговоры?» повис в воздухе. Впрочем, к тому времени беспокойный соучастник переговорного процесса Нестор Шуфрич успел побывать на двух телеканалах и всем все объяснить. Сделал он это с привычной грацией, так что стало понятно, что теперь мы точно ничего не поймем. В качестве кого на переговорах присутствовал сам Шуфрич даже спрашивать не хотелось – если все и без того запуталось, к чему лишний поток красивых противоречий?
В каком качестве и кого представлял Олег Царев вообще секрет. Не говоря уже о том, что переговоры легитимной украинской власти с представителями нелегитимных вооруженных формирований выглядят странно. Впрочем, сама война странная, отчего переговорному процессу выглядеть логичным? С другой стороны, если непонятно кто, непонятно от чьего имени ведет переговоры непонятно с кем – какого результата можно ждать? В лучшем случае декларативного. Так и получилось – стороны вроде как договорились о прекращении огня, что на реальную картину никак не повлияло. А там и ряд полевых командиров прямо заявили, что все эти переговоры им до лампочки, боевых действий прекращать они не собираются. Отдаленные перспективы региона и мнение жителей им до той же лампочки уже давно.
Возможно, этот красивый спектакль был разыгран исключительно для картинки, а реальные переговоры проходили накануне в кабинете Петра Порошенко. Где украинский президент представлял сам себя, Виктор Медведчук – известно кого, а Зурабова и прочих статистов пригласили, чтобы они были в курсе общего сценария и позже не несли околесицу журналистам. Правда, Зурабову и Шуфричу это не помешало, но это неизбежные издержки. Главное, мир увидел, что попытки примирения имеют место, а «простые ребята с автоматами» подумали, что они полноценные участники процесса. Это объяснение выглядит не просто возможным, а даже вероятным. Но успех реальных переговоров эта красивая картинка никак не приближает. Слишком разные цели у участников процесса.
Украинская власть хочет прекращения боевых действий, скорейшей ликвидации очага нестабильности, чтобы без этой головной боли сосредоточиться на реформах экономики, евроинтеграции и прочих глобальных целях. Кремлю такой сценарий категорически не нужен – успешная Украина будет слишком ярким примером для жителей России и вызовет нездоровые мысли. Москве куда милее Украина нестабильная, раздираемая войной и погрязшая в нищете из-за этой самой войны. Не из общей злокозненности, тут голый практицизм. Картинка для своих, чтобы не сомневались в полезности бессменной твердой вертикали власти и видели, что от революций и протестов только беды.
От открытой агрессии Россию сдерживает новая перспективная порция санкций, но дестабилизировать обстановку чужими руками она будет до последней возможности. И как в этой ситуации найти точки соприкосновения? Быстро – никак. В перспективе возможен компромисс, но только после того, как Путин «найдет новых друзей» и убедится, что слишком успешной страной в среднесрочной перспективе Украина не станет.
Даже при таком варианте боевики с территории Донбасса никуда не денутся. Местные, не слишком зарвавшиеся, могут согласиться на амнистию и разбежаться по домам. А что делать с наемниками? Коридор в Россию это просто красивая фантазия, потому что Кремль не зря усиливает военное присутствие у границы. Наемники могут дойти до границы, но на российской территории их встретят огнем, потому что там они совсем не нужны. И профессионалы войны прекрасно это понимают. Уходить им некуда.
Коментарі — 0