Договоренности Путина и Януковича: где подвох?
Россия уже до конца пятницы может купить двухлетние украинские евробонды на $3 млрд. под 5% годовых. Эти деньги наверняка вернутся в саму Россию в виде оплаты за российский газ. Оставшиеся $12 млрд. будут размещаться по мере потребности Украины в финансовых ресурсах. Украинские еврооблигации на хороших новостях подорожали в среднем на 4-5%. Упала также стоимость страховки от дефолта Украины.
Рейтинговое агентство Fitch решило не повышать кредитный рейтинг Нафтогаза. Аналитики Fitch высчитали, что снижение цены на газ почти на $140 даст НАКу выгоду в размере лишь $1,1 млрд. и не вернет компанию к прибыльности. При этом, по моим оценкам, общая выгода Украины от снижения цен на газ составит около $4-5 млрд. (30-33 млрд.куб.м. умножаем на $140 за тысячу кубометров). А так как НАК импортирует порядка 20 млрд.куб.м. газа, то выиграет он почти $3 млрд. В Fitch же считают, что НАК закупает у Газпрома только 13 млрд.куб.м. (но это был фактический объем импорта газа НАКом только за первые 9 месяцев года – странная ошибка для уважаемого агентства). Но и это не все. Fitch выгоду НАКа почему-то посчитал даже не на 13 млрд.куб.м., а только на 8 млрд.куб.м., которые НАК продает коммунальным компаниям. То есть и здесь недоучтено $0,7 млрд. Случайность ли такие «недоучеты»? Насколько можно доверять при этом рейтингу самой Украины, который также был оставлен без изменений? – вопрос скорее риторический, так как рейтинговые агентства боятся только американские власти.
В то же время нельзя не согласиться с заложенными рисками в договоренности с Россией. Во-первых, Кремль будет держать Киев на коротком поводке по газовому контракту – контрактная формула осталась без изменений, а искомые $268,5 будут получатся ежеквартальными допсоглашениями, подписание которых не является обязательным для Газпрома. Можно предполагать, что если Кремлю что-то не понравится в поведении Украины, то цена будет вновь выше $400. И только резкое падение цен на нефть, газойль и что там еще заложено в контрактную формулу поможет ослабить хватку.
Во-вторых, нечто подобное можно подразумевать и по выкупу Россией украинских евробондов. Ну выкупят они $3 млрд. в этом году. И потом наверное будут покупать по $3 млрд. в квартал. Но если опять же поведение Украины не понравится Кремлю, то не купит он и евробонды.
С другой стороны, такое отношение Кремля к Украине мало чем отличается от МВФ. И ссылка Fitch на то, что кредит нужно было брать не у России, а у Кремля не логична. Ведь требования МВФ сводятся к необходимости повышения цен на газ и либерилазции валютного рынка. А по сути МВФ лишь контролирует балансирование госбюджета и монетарную деятельность НБУ. И никак не воздействует на украинские власти по проведению институциональных реформ – формирование и соблюдение равноправных для всех участников правил игры включая суды, таможню, налоговую и другие госорганы. То есть правильная констатация главной проблемы Украины – отсутствие структурных реформ – сопровождается неверным рецептом лечения (взять кредит МВФ). Чем отличается пилюля от МВФ от дженерика от Кремля? – вопрос риторический.
Отсюда непонятно, почему Fitch, отмечая, что риск кризиса ликвидности в Украине в 2014 году значительно снизился, краткосрочный риск для суверенной кредитоспособности Украины снижается, пройдет погашение внешнего долга $9 млрд., валютные резервы могут вырасти до $25 млрд. – почему после всего этого кредитный рейтинг Украины остался на старом уровне, да еще и с негативным прогнозом. То есть ситуация с экономикой Украины по крайней мере в первой половине 2014 года будет заметно лучше, чем было накануне понижения кредитного рейтинга. Но это никоим образом не нашло отражение в последнем рейтинговом действии Fitch. Похоже, это говорят о довлеющем субъективизме рейтинговых агентств по отношению к Украине – своими действиями они пытаются оказать недвусмысленном воздействие на украинские власти чтобы те взяли кредит МВФ. С какой целью оказывается такое воздействие на самом деле можно только догадываться.
Кабмин внес в Верховную Раду проект госбюджета на 2014 год, который Партия регионов надеется принять уже на этой неделе. В проект заложены завышенные показатели по номинальному ВВП и инфляции – 1650 млрд.грн. и 8,3% соответственно. А этот сюрреалистичный оптимизм позволил заложить в доходы госбюджета 540 млрд.грн. (32,7% ВВП – максимум с 1996 года). Достижение таких макропоказателей возможно только в случае ослабления курса гривны процентов на пятндацать-двадцать (то есть к 10 грн/долл). Но подвижки в смягчении валютной политики НБУ вряд ли будут. А значит, существует риск очередного существенного недовыполнения доходной части бюджета – миллиардов на 50. Третий год подряд правительство пытается наступить на все те же грабли. И это уже не смешно.
Коментарі — 0